X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Спасенных не считают

За год сотрудники Тюменской службы экстренного реагирования проводят около трех с половиной тысяч спасательных работ. Оказывают помощь четырем тысячам человек.

Об этом мне рассказал начальник ТОСЭР Святослав Федюшин. Сами же спасатели таких подсчетов не ведут — им некогда.

— Только за одну смену в диспетчерскую службы поступает от 50 до 100 звонков, — рассказывает Святослав Васильевич. — Команда спасателей выезжает, конечно, не на все вызовы. Бывает, что обратившимся достаточно совета по телефону.

В этом случае закрыть амбразуру берутся дежурные диспетчеры. Всего за год-другой работы в службе экстренного реагирования они и сами становятся настоящими спасателями. Даром, что женщины.

— В диспетчеры мы принимаем исключительно женщин, — говорит Федюшин. — Опыт показал, что иногда хватает просто их голоса, чтобы успокоить человека. Ну, и доверяют им больше.

Святослав Васильевич вспоминает, как однажды, не выходя из офиса ТОСЭР (он на улице 30 лет Победы), диспетчер умудрилась… вывести из леса заблудившуюся бабушку. Та была в панике, просила о помощи, говорила, что не может найти дорогу. Когда старушку удалось немного привести в себя, выяснилось, что «заблудилась» пенсионерка минут десять назад. Поняв, что далеко уйти от дороги она не могла, диспетчер предложила ей как следует осмотреться вокруг. И надо же! Не прошло и пары минут, как старушка разглядела сквозь деревья проезжую часть, со стороны которой и пришла в лес.

Но это из веселых историй. На самом же деле, говорит Федюшин, шутки с лесом — плохи.

— Чем дальше идет технический прогресс, тем беззащитнее перед природой становятся люди, — делится он опытом. — Оказавшись в незнакомой обстановке, они теряют контроль над собой, поддаются панике. Я уже не говорю о том, что мало кто из городских жителей умеет сейчас развести костер или сориентироваться на местности по солнцу.

Вот и получается, что, начиная с весны и заканчивая осенью, спасателям то и дело приходится выдергивать из окрестных лесов грибников, охотников и. обиженных подростков.

Буквально пару месяцев назад в ТОСЭР обратилась мама мальчика, который, поссорившись с ней, решил уйти в лес. Правда, через пару часов он маме все-таки позвонил — сообщил, что его провизия закончилась, а дождь начался. И вообще, он заблудился и, кажется, увяз в болоте.

— Под дождем его искали почти шесть часов, — говорит Святослав Васильевич. — Хорошо, что он постоянно оставался на сотовой связи со спасателями.

Кстати, совсем недавно тюменские спасатели заимствовали у своих коллег из Удмуртии технологию поиска людей по мобильным телефонам. Остается опробовать и научиться применять новшество. А учиться — не привыкать.

— Наши специалисты проходят 12 видов профессиональной подготовки, — говори т Святослав Федюшин. — Мы должны уметь оказывать первую доврачебную помощь, водить автомобиль, работать с гидравлическими и электроинструментами, проводить спасательные работы в природной среде, под водой и на высоте.

Спасатель второго класса Евгений Головенских только что вернулся с сессии. Через несколько лет он станет… квалифицированным учителем физкультуры.

— Сейчас я на втором курсе, но преподавать начал еще до армии, — рассказывает Евгений. — Сначала в военно-патриотическом клубе «Барс», а после армии — в «Аванпосте». Занимаюсь с ребятами спортивным туризмом, стараюсь почаще отрывать их от компьютеров и выводить на природу.

Часто воспитанники просят своего наставника рассказать что-нибудь интересное о работе спасателей. Он старается выбирать истории поучительные и с хорошим концом. Не рассказывает, конечно, о том, что иногда приходится видеть мертвых людей. Потом эти страшные фотографии с мест происшествия еще долго хранятся в архивах ТОСЭР. Их показывают новичкам — чтобы сразу определились, по зубам ли им эта профессия.

— Если честно, до армии я и не думал быть спасателем, — вспоминает Евгений Головенских. — И даже не знал о существовании ТОСЭР. Но так получилось, что на службу меня направили в войска Министерства по чрезвычайным ситуациям. Однажды мне пришлось обеспечивать соревнования для спасателей. Там я и познакомился со своими будущими коллегами.

Так вместе они уже восемь лет. За это время семья Евгения привыкла к тому, что сына, мужа и отца сутками не бывает дома, а иногда его могут вызвать и в выходной. Родным, как и своим ученикам, он старается рассказывать истории только с хорошим концом.

— Потому что я на собственном опыте знаю, как родственники могут переживать за своих близких, — говорит спасатель. — Случается, что успокоить их бывает намного труднее, чем самих пострадавших.

Сейчас Евгений заглянул к коллегам не по работе, а просто так -соскучился за время сессии. Не ожидал, что его здесь ждут с нетерпением — чтобы поздравить. На днях из Уральского регионального управления МЧС России пришла бумага: по итогам работы за год Евгений Головенских назван лучшим спасателем Уральского региона.

— Наверное, многих спасли? -спрашиваю у Евгения.

— Если честно, не знаю. Спасенных считать у нас не принято.

***
фото: Евгений Головенских.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта