30 лет под парусами «Юноны и Авось»
В этом году самому известному российскому рок-мюзиклу «Юнона и Авось» исполнилось тридцать лет. Премьера спектакля состоялась 9 июля 1981 года на сцене московского театра имени Ленинского комсомола.
За это время постановку увидели не только в России, но и за рубежом, она менялась, становилась более современной. В субботу тюменцы услышали знаменитые песни в исполнении актеров театра под руководством народного артиста России, композитора Алексея Рыбникова. Роль графа Резанова исполнил артист Игорь Кирилюк, а дочери губернатора Калифорнии Кончиты — Наталья Крестьянских.
Все декорации привезли из Москвы. Хотя… их было не так уж и много: простая металлическая конструкция, которая имитирует мачты корабля, а к ним привязаны толстые тросы.
Таким образом, сцена филармонии на один вечер превратилась в корабль. « Юн он а» и «Авось» — имена двух парусников, на которых совершала свое плавание экспедиция Николая Резанова. На этих кораблях он прибыл в Калифорнию и встретил там прекрасную Кончиту, влюбился в нее. Но жених Кончиты узнал о любви и прогнал Резанова из Калифорнии. Перед отъездом Резанов и Кончита тайно обвенчались.
В Сибири русский путешественник заболел горячкой и умер под Красноярском. А Кончита осталась верна ему до конца своих дней. Она ждала его тридцать пять лет. Потом ей сообщили о гибели возлюбленного. Кончита постриглась в монахини. Вот такая красивая и очень печальная история любви.
Морскую атмосферу на сцене создали с помощью света. Синие огни прожекторов и клубы искусственного дыма — искусственное бурлящее море в зале филармонии.
Сцену мы рассмотрели детально еще до спектакля, когда искали свои места. Пришлось даже обратиться за помощью к служителям филармонии.
— Ложа номер шесть. Плохой выбор. Там ничего не видно. Подождите, когда люди займут места и найдите что-нибудь получше, — посоветовала нам женщина в красном костюме.
— Все зрители жалуются на то, что с этих мест ничего не видно, — добавила ее коллега и проводила до нашей ложи.
Мы присели и убедились в правдивости ее слов. Действительно, если удобно сесть в кресло, то из-за высокого бортика совсем не видно сцены. Только если присесть на край и облокотиться на бортик, в поле зрения попадает примерно половина сцены. Мы дождались третьего звонка в надежде сесть на более удобное место, но «Юнона и Авось» собрала полный зал.
Не беда, подумали мы. Такой знаменитый спектакль можно посмотреть и «наполовину». Все-таки это мюзикл, его надо слушать, а не смотреть!
Но и услышать мюзикл нам удалось наполовину. И не потому, что мы сидели на плохих местах, а потому что актеры куда-то торопились. Они просто проглатывали окончания своих монологов. Я смотрела на фотокорреспондента и пожимала плечами. Мол, ничего непонятно. Сложилось впечатление, будто актеры хотели скорее уйти со сцены.
Впрочем, хиты спектакля были нам понятны. Их каждый знает наизусть. По-прежнему, когда звучит композиция «Я тебя никогда не забуду», меня бросает в дрожь. Конечно, исполнение новых актеров не сравнится с голосами Николая Караченцова и Елены Шаниной. Помню, как я маленькой смотрела их выступление по телевизору и плакала. Тот (пусть и телевариант постановки) был полноценным спектаклем, а не просто зрелищным мюзиклом.
Как ни странно, мое восприятие постановки совпало с мнением большинства публики. Когда московские гости еще раз подарили залу композицию «Я тебя никогда не забуду», я посмотрела вниз. В партере скромно встала одна женщина. Потом — еще человек десять ее поддержали. Но аплодировали как-то вразнобой, нехотя. И я удивилась: тюменский зритель всегда очень приветлив. Это питерская или московская публика избирательно относится к исполнителям. Там редко стоя провожают актеров. Видимо, и мы стали разбираться в театральном искусстве.
Когда зрители толпились у гардероба, я не услышала разговоров о спектакле. Люди обсуждали дальнейшие планы на вечер. А я уже знала, чем займусь. Пересмотрю «Юнону и Авось» в Интернете. Ту версию, в которой играет Николай Караченцов.
***
фото: Сцены из мюзикла;Сцены из мюзикла