X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Сергеи Медведев: «Все взаимосвязано в нашей жизни»

До наступления Нового года осталось 35 дней. Может быть, в круговерти дел мы над этим еще и не задумываемся. А вот город уже планирует, как будет жить в следующем году.

Два дня назад депутаты городской Думы приняли новый бюджет. О самых горячих его точках, о наиболее важных проблемах мы говорим с председателем Тюменской городской Думы Сергеем Медведевым:

— Сергей Михайлович, известно, что благосостояние любого города основано на материальном производстве. Вы начинали свой трудовой путь с токаря на заводе АТЭ, и знаете об этой сфере не понаслышке. Как вы оцениваете состояние тюменской промышленности на данный момент?

— Экономика Тюмени всегда держалась и держится на машиностроении. Без него нет динамичного, устойчивого развития. Если не помогать машиностроению, можно потерять один из главных источников пополнения бюджета. Но проблемы в этой сфере есть. Главная из них — старение станочного парка. На изношенном оборудовании не выпустить продукцию, отвечающую современным требованиям.

Промышленные предприятия тяжело переходили на рыночные условия работы, но те, что не остановились на достигнутом в 80-90-е годы, вовремя начали техническое перевооружение, закупали оборудование, разрабатывали технологии — вывели свою продукцию на высокий, конкурентоспособный уровень.

В вопросах поддержки промышленных предприятий город и область сегодня работают в одной связке. Есть возможности в предоставлении льгот или полном освобождении от некоторых видов налогов, в погашении ставки рефинансирования по лизинговым платежам. Кроме того, предусмотрены различные формы поддержки в программах развития малого и среднего бизнеса.

— После того, как налог на добычу полезных ископаемых стал федеральным, бюджеты стали искать новые источники пополнения доходной базы…

— На будущий год доходная часть городского бюджета превысит 11 миллиардов рублей. При этом 60 процентов налоговых поступлений — от налога на доходы физических лиц, на 1 миллион 110 тысяч рублей больше, чем в этом году. Увеличение произойдет, в том числе, и за счет промышленных предприятий. Индекс промышленного производства в городе растет.

Тюмень — не моногород. У нас работают предприятия разных отраслей: деревообработка, машиностроение, пищевая, нефтегазовая промышленность… Если случится кризис в одном направлении, то резкого снижения доли налогов, поступаемых в бюджет, не произойдет. В Магнитогорске, например, металлургический комбинат — одна из основных статей пополнения бюджета. Если он остановится, город потеряет львиную долю доходов. У нас ситуация благоприятнее.

Раньше мы во многом зависели от поступления налога на добычу полезных ископаемых. Теперь этот налог стал федеральным. Но нет худа без добра. Перемены мобилизовали регион. Началось строительство промышленных предприятий: второй очереди Тобольского нефтехимического комбината, металлургического завода, завода «Стеклотех». На новый уровень развития вышли уже существующие, например, фанерный комбинат. Была поставлена цель: сделать все, чтобы город не почувствовал потери НДПИ. И она успешно выполняется.

— Стремление к увеличению доходной базы не ущемит интересы некоторых горожан? Бытовики, например, жалуются, что их задушили налогами.

— Некоторые предприниматели думают, что они сами по себе, и город сам по себе. Мол, мы создали предприятие, а вы от платежей в бюджет нас освободите! Это невозможно. Если не взимать налоги, город не будет развиваться. Так что палку мы не перегибаем. Налоги взимаем, но и вводим льготы отдельным категориям плательщиков. Показателем взвешенности этой политики является рост производства. В том числе и в бытовой сфере. В 2011 году бытовики предоставили услуг населению на пять процентов больше, чем в прошлом, а оборот производимой продукции в сфере обслуживания увеличился на 2,5 миллиарда рублей. Так что благосостояние конкретного предприятия и благосостояние всего города связаны между собой.

— За последние годы многое делается для поддержки малого и среднего бизнеса. Не расхолаживает ли эта поддержка предпринимателей? Есть ли эффект от вложения средств в эту сферу?

— В Тюмени более 130 тысяч человек работают в малом и среднем бизнесе. На зарплату эти предприятия бюджетных денег не просят. Но иногда обращаются за помощью для приобретения дорогостоящего оборудования. Но так просто денег из бюджета никто не даст. Идет жесткий отбор. Заявитель должен доказать, что производит качественную продукцию, полезную для горожан.

Чаще просят оказать содействие начинающие предприниматели. И в этом направлении работают сразу несколько городских и областных программ. Мы пока не можем, как в Европе, полностью освободить от налогов предприятие в первый год работы. Нас тормозят высокие банковские ставки по кредитам. Если бы они были на уровне двух процентов, бюджетной помощи не понадобилось бы.

— Года два-три назад много говорили об энергоэффективности, и вдруг перестали. Тема стала неактуальной? Или нет особых успехов?

— Энергосбережение — это не только замена лампочек и установка счетчиков, но, прежде всего, сокращение потерь. Поэтому приоритетным направлением является модернизация инженерных сетей. Самые большие потери — здесь. Иногда — до 30 процентов. И в этом году на модернизацию сетей выделено более миллиарда рублей.

Еще одно важнейшее направление — капитальный ремонт жилья. Когда наступил кризис, основную часть средств мы направили в «пилотный» квартал, чтобы посмотреть, что получится. Потом расширили применение этой программы на весь город. Только в этом году потратили около миллиарда рублей на комплексный капитальный ремонт жилого фонда (вместе с лифтовым хозяйством).

Про тепло- и водосчетчики тоже не забываем. На сегодняшний день они установлены на всех объектах социальной сферы. То есть мы начали программу энергосбережения не с точечной замены лампочек, а с глобальных ремонтных программ. И в первом квартале следующего года будем уже говорить о первых результатах.

— Все, кто приезжают в Тюмень, восхищаются чистотой нашего города. Но многие тюменцы с гостями не согласятся. Претензий к благоустройству дорог и дворов у жителей немало.

— Человек быстро привыкает к хорошему. То, что мы у себя критикуем, часто в других городах берут за образец. Все познается в сравнении. Ни одну из программ по благоустройству не свернули даже в кризисный период. Все работают, и даже новые принимаются. Только многое зависит от наполняемости бюджета. Нет денег — нет и благоустройства. В городской жизни все взаимосвязано.

В Тюмени около 300 километров дорог не имеют асфальтового покрытия, около половины только отсыпаны щебнем, остальные — просто грунтовые. Сегодня разрабатывается программа, согласно которой через три года в городе не должно остаться ни одной дороги без асфальтового покрытия. Перечень объектов уже сформирован.

Разрабатывается и перечень объектов по уличному освещению. У нас не освещено 342 километра улиц и межквартальных проездов. Необходимы 740 миллионов рублей. Если сюда прибавить еще и не освещенные дворовые территории — сумма увеличится примерно вдвое.

В России нет такого города, где были бы заасфальтированы все дороги, сиял свет на всех улицах и во дворах. Это — идеал. И к нему надо стремиться.

— Тюмень занимает одно из первых мест в России по количеству возводимых квадратных метров жилья на душу населения. Почему же не получается быстрее всех решить проблему переселения из жилья ветхого и аварийного?

— Деньги на эту программу есть. Она финансируется из трех бюджетов: федерального, областного и городского. Но пока двигается медленнее, чем хотелось бы. Если с переселением из муниципального жилья проблем почти не возникает, то там, где квартиры приватизированы, собственники жилых помещений часто требуют предоставить им площадь больше той, которую занимали. Бюджет таких расходов не может себе позволить, мы благотворительностью не занимаемся. Начинаются судебные процессы.

Кроме того, в последние годы многие квартиры строились по сто и больше «квадратов», а для отселения необходимы значительно меньшие площади. Три года мы над этим вопросом бились, и застройщики к нам прислушались, начали строить жилье эконом-класса.

Так что нет прямой зависимости между количеством новостроек, вводимых квадратных метров жилья в год и переселением из ветхого и аварийного жилья. В 90-х годах, например, сдавалось, максимум, по 450 тысяч квадратных метров жилья в год. Эту черту мы давно перешагнули. Но проблемы с переселением остаются.

— Одна из самых спорных городских проблем — транспортная. В чем, на ваш взгляд, причины ее возникновения? Где-то закралась ошибка в расчетах?

— Конкурсы, проведенные пять лет назад, привели к тому, что муниципальные транспортные предприятия оказались на грани банкротства. Все выгодные транспортные маршруты оказались в руках частных перевозчиков, а социальные, то есть экономически невыгодные, легли на плечи муниципалитета. Ситуацию решили изменить, но когда готовили документацию, допустили какой-то просчет. Пытаясь спасти экономику предприятий, ухудшили качество транспортного обслуживания.

Пришлось все возвращать на круги своя, практически к первоначальному уровню. Совместить интересы пассажиров и экономические интересы транспортных предприятий, не удалось. В разных городах и регионах пытались проводить такие преобразования, но везде в той или иной степени вернулись к старому варианту. Тем более, что есть еще одна объективная причина неудовлетворительной работы городского общественного транспорта. Это проблема «пробок».

Осталась нерешенной и проблема «пробок». Поэтому в будущем году начнется строительство путепровода на улице Монтажников, виадука возле гипермаркета «Южный», на Московском тракте, реконструкция мостов на улице Челюскинцев и Мельникайте. Таким образом, разгрузится центр города.

— Сохранилась ли у вас вера в то, что Новый год обязательно принесет с собой перемены к лучшему?

— В сказки я не верю. Больше верю в людей. И точно знаю, что любой цели можно добиться только упорным трудом.

***
фото: Сергей Медведев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта