X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

… И стихи молоденькой медсестры, написанные в госпитале

История Тюменского медицинского колледжа начинается в… Тобольске. В 1921 году к тюменскому берегу Туры причалила баржа. Она привезла Тобольскую повивальную школу.

— Повивать — значить, принимать роды. Это устаревшее слово. Раньше роды принимали «повивальные бабки», пожилые женщины с опытом, но без специального образования, — рассказывает Тамара Костоварова, заведующая музеем медколледжа.

При таких родах росла смертность, и в 1878 году в Тобольске открыли повивальную школу, позднее переименованную в фельдшерско-акушерскую (ФАШ). По факту, история медколледжа начинается там, а официально — с переезда в Тюмень в августе 1921 года. Девяносто лет назад.

Тамара Борисовна, старейший работник колледжа, показывает мне макет той самой баржи. А еще на стендах музея — старые медицинские книги, пожелтевшие от времени фотографии, записи преподавателей, документы. Частицы прошлого тюменской медицины Тамара Костоварова собирала с 1996 года. Директор колледжа Виктор Соболь предложил ей после выхода на пенсию заняться созданием музея. Началась работа в архивах, поиски ветеранов-выпускников, фиксирование их историй… Прошло 15 лет. Каждый новый курс учащихся начинает профессиональную дорогу медика с похода в музей.

История медколледжа неразрывно связана с Тюменью. В 30-е годы фельдшерско-акушерская школа начинает долгую жизнь, до 1987 года, в доме купца Якова Шайчика (улица Ленина, 47). Макет этого здания тоже есть в музее. Тамара Борисовна показывает его с особым удовольствием. Сюда 15-летней девочкой в 1949 году она поступила учиться. Ее преподаватели — знаменитые в то время врачи — педиатр Станислав Карнацевич, хирург Николай Сушков, инфекционист Михаил Быстров.

Галя Безбородова

— Знакомясь с биографиями этих выдающихся людей, студенты должны изучать историю медицины в нашем городе, через их жизни воспитывать в себе обязательные качества медика — ответственность, бескорыстие, честность. Понимание, что врач должен выехать к пациенту в любых условиях, в любое время суток, — говорит Тамара Борисовна.

Она пересказывает записи студентов за 30-е годы. Слова, которыми они описывают то время: «холодно и голодно». С утра проходят практику, а после скромного обеда садятся за парты. Станислав Карнацевич, как свидетельствуют его студенты, заботился, чтобы у каждого из них были теплая одежда и горячее питание.

— Мне очень нравится этот период в истории колледжа. Трудное время, но, несмотря на это, у студентов — огромный энтузиазм. Например, ребята отправились на лыжах в деревню Борки и рассказали жителям о вреде пьянства, табакокурения, о правильном питании беременной женщины, — рассказывает Тамара Борисовна.

Мы переходим к истории зданий, связанных с медицинским колледжем. В 20-30-х годах в Михайло-Архангельской и Ильинской церквях располагаются общежития ФАШа.

— Когда я собирала информацию для музея, наткнулась на интересный документ того времени. Директор Иван Тимофеевич Ябров издает приказ — выселить учащихся из Ильинской церкви, потому что ее собираются взрывать. Мне стало интересно, что же там теперь. Мы с фотографом приехали и увидели, что церковь на месте, но в ней… ликеро-водочный завод, — вспоминает Тамара Борисовна (позже храм снова стал храмом — Ред.).

За стеклом музейного стенда я вижу еще один важный документ, на котором отражена история страны той поры: «акт обследования социального состава учащихся» за 1929 год. Согласно этому документу, после проверки из техникума отчислили семь студенток. Несложно догадаться, о ком речь: дочь крупного торговца, дочь «белобандита»… Двух девушек наказали таким способом «за связь с ссыльными и чуждым элементом». Еще одна учащаяся, как сообщили проверявшие, оказалась «на иждивении муллы».

Галя Безбородова

В 1941 году фельшерско-акушерская школа перестраивает работу. В доме Шайчика открываются краткосрочные курсы по подготовке медсестер, санинструкторов и санитаров.

Из воспоминаний Т.И. Дягилева, начальника курсов: «… Занимались одновременно до 17 групп. Приходили люди разных возрастов, национальностей. За время войны подготовили 1200 медсестер. Тысяча ушла на фронт, остальные работали в госпиталях… »

Я листаю работу студентов медколледжа. В 1985-м они записали воспоминания Александры Антоновны Полозовой, медсестры тюменского эвакогоспиталя в 1941 году.

«Было темно, зябко, тревожно, когда пришел эшелон с ранеными. Все ожидали стонов, но их не было. В вагоне было чисто, и сразу столько глаз, вопросительно смотрящих… »

На этих страницах я нахожу стихи молодой медсестры. Девушка описывает свои чувства, когда помогает раненому бойцу:

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный

и белый,

А я должна присохшие бинты

с него сорвать,

Одним движеньем смелым,

Одним движеньем,

так у чили нас…

Одним движеньем,

только в этом жалость.

Но, встретившись со взглядом

страшных глаз,

Я на движенье это не решилась,

На бинт я щедро перекись лила,

Пытаясь оторвать его без боли…

Федор Коллегов, выпускник 1926 года, тоже оставил музею стихи. Стихи про тюменское медучилище, голодное сиротство, заботы врача. Но почему-то нет о том, ради чего я и обратилась к его записям. А ведь после войны Федор Афанасьевич руководил медицинской службой в городе Нюрнберге на военном трибунале над фашистскими преступниками!

… В 1944 году ФАШ начинает готовить медиков для новой, большой Тюменской области. Спустя пять лет сюда и поступила Тамара Борисовна. Заканчивала она уже медучилище, а не фельдшерско-акушерскую школу. Позже поступила в Свердловский мединститут и, получив диплом, в 1958-м возвратилась в Тюмень.

Галя Безбородова

Тамара Борисовна для медколледжа (этот статус учебное заведение получило в 1992 году) — не просто заслуженный преподаватель, отличник здравоохранения, хранитель истории. В 70-е годы под ее руководством открылись кабинеты доклинической практики. Раньше студенты получали реальные навыки сразу в больнице, на живых людях. Естественно, и руки тряслись при первом уколе, и ошибки бывали. С появлением доклинической практики первые неизбежные промахи можно было совершать на фантомах (так в медицине называется макет части человеческого тела). Первый фантом в училище как раз привезла Тамара Борисовна в 1966 году (ездила за ним специально в Ростов).

Мы входим в современный кабинет доклинической практики. В белых халатах сидят фельдшеры-первокурсники. Девочки улыбаются, натягивают шапочки. Мальчики почему-то заняли последнюю парту. Может быть, их смущает название курса — основы сестринского дела? Но для всех эта практика обязательна: они учатся ставить уколы, делать катетеризацию, зондирование.

Эти ребята еще не были в музее истории колледжа. Тамара Борисовна приболела, и экскурсию пришлось отложить. Говорит, что сейчас очень многие просятся в музей. Вот только с этого года вместо обязательных четырех часов в рамках курса «Введение в специальность» на изучение истории выделяется только внеучебное время.

Но ведь о делах за почти столетие не расскажешь за час или два, грустно разводит руками Тамара Борисовна…

***
фото: Медицинский колледж сегодня;Тамара Борисовна Костоварова в музее колледжа;Форма военных медсестер;Любовь Ивановна Екимова, преподаватель основ сестринского дела, и первокурсники в кабинете доклинической практики.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта