X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Этот театр свой коврик имеет

Владимир Иванович Немирович-Данченко однажды рассказал своим студентам о том, каким должен быть настоящий театр. Он назвал его «театром на коврике».

По мнению мэтра, для настоящего театра достаточно двух актеров и маленького коврика. Дорогие декорации и костюмы -вторичны. Немирович-Данченко считал, что актеру необходимы только талант и особая энергетика.

У Владимира Ивановича появилось много последователей. До сих пор в России работают сторонники его теории. Они создают малобюджетные частные театры, своими силами ставят спектакли.

В нашем городе тоже есть такой коллектив. Его руководитель Данил Чащин так и назвал свое детище — театр «На коврике».

ИЗ ИСТОРИИ

— Три года назад Евгений Серочудинов, проректор по внеучебной работе Тюменской академии мировой экономики, управления и права, предложил мне основать студенческий театр. Я еще и сам тогда был студентом четвертого курса в академии культуры, — рассказывает Данил. — Тогда я думал, что у нас ничего не будет, кроме коврика и небольшой сцены…

Но руководство академии мировой экономики, управления и права хорошо приняло молодого режиссера. Помогают в изготовлении декораций, недавно расширили сцену в актовом зале академии и купили профессиональный сценический свет.

В общем, теперь театр «На коврике» нельзя назвать совсем бедным. Но Данил не стал менять названия… А коллектив театра маленький — режиссер и пять актеров. Но в подготовке спектаклей участвуют и другие студенты академии, которые работают «в массовке».

Сейчас каждый вечер в актовом зале вуза студенты репетируют новый спектакль «Рубашки» по одноименному рассказу Карела Чапека. Эту постановку они покажут на третьем Всероссийском фестивале «Живые лица», который пройдет в Тюмени со второго по четвертое декабря.

В новой постановке Данил задействовал двух актеров -Ивана Чеплыгина и Полину Шилову, а также пригласил художника по костюмам и декорациям Екатерину Августеняк.

Галя Безбородова

… Первые репетиции начались еще в октябре. Чащин и его команда работали над текстом, сценографией, светом и декорациями. По словам театралов, это самый интересный и кропотливый этап работы. Актеры должны понять смысл пьесы и замысел режиссера, представить своего героя. А в это время художник рисует декорации и костюмы. Ни одна деталь не может быть лишней.

О МАГИИ ВЕЩЕЙ

Над двумя актерами завис большой оранжевый абажур. Под лампой — потрепанное старое кресло, столик, на полу — коврики ручной работы.

— Абажур — символ домашнего очага, — говорит художник Екатерина Августеняк. — Он укрывает героев, будто оберегает их от суеты внешнего мира.

Главный герой истории — пожилой мужчина, вдовец. Он живет под абажуром вместе со своей служанкой Иоганной, которая заботится о нем, заваривает чай, штопает прохудившиеся рубашки. Неуклюжий мужчина не представляет себе жизни без Иоганны, хочет, чтобы служанка всю жизнь провела в его доме, под этим оранжевым абажуром. Но однажды он заподозрил женщину в краже и прогнал. Все потеряло смысл, ему стало одиноко и пусто в своей квартире.

— Иоганна! Иоганна! Вернись! — надрываясь, кричит актер Чеплыгин, он же, по сюжету, неприкаянный вдовец.

Выключается свет. Играет грустная музыка. Кажется, история закончилась. В одно мгновение. Но я вижу, что на сцене что-то происходит. Какие-то силуэты хаотично двигаются по сцене. Актеры меняют декорации.

Галя Безбородова

Над сцену вновь проливается свет. Иоганна и вдовец пьют чай, разговаривают. Что произошло между ними во время паузы, можно только догадываться, фантазировать. Главное, что они опять вместе. Им больше ничего не надо. Даже новых накрахмаленных рубашек. Те все равно постареют, пожелтеют и порвутся. А любовь с каждым годом станет только сильнее.

— Человеку не нужен космос. Человеку нужен человек, — говорит режиссер спектакля. — Это фраза из фильма Андрея Тарковского «Солярис». Мне кажется, в этом заключается и смысл нашего спектакля.

ТЕАТР КАК ХОББИ

— Я никогда не стану профессиональной актрисой. Я — будущий управленец. Но театр останется моим хобби, — говорит Полина Шилова.

Ее партнер по спектаклю Иван Чеплыгин признался, что три года назад хотел поступать в академию культуры, искусств и социальных технологий. Так магически подействовали на него вечерние театральные репетиции. Но он отказался от этой мысли. Иван решил, что станет «юристом с театральным прошлым». Однако планирует после окончания университета участвовать, по возможности, в театральных проектах. Впрочем, рано еще думать о будущем … Сей ч ас главное — сосредоточиться на спектакле. А это иногда сказывается и на личной жизни актеров.

— Последняя сцена, в которой моя героиня плачет и кричит, меняет мое внутреннее состояние. Сложно выйти из образа. Приходишь домой — валишься с ног. И опять плакать хочется, — рассказывает актриса.

Галя Безбородова

Специально для спектакля Полине пришлось изменить не только внутреннее состояние, но и внешность. Ее гримируют, чтобы состарить кожу, а под костюм привязывают ткань и вату, чтобы изменить фигуру. А Иван специально для спектакля научился… картавить.

— Сказал режиссер — вот я и картавлю! — смеется Чеплыгин.

Пауза между репетициями заканчивается. Надо успеть еще несколько раз отрепетировать спектакль. А уже восемь часов вечера. Мы не хотим отвлекать актеров вопросами и расстаемся с ними…

Второго декабря в одиннадцать часов утра театр «На коврике» покажет зрителю и членам жюри фестиваля «Живые лица» окончательный вариант спектакля. Наши новые знакомые откроют программу фестиваля, который пройдет в концертном зале Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий на улице Республики, 2.

***
фото: Данил Чащин;Иван Чаплыгин и Полина Шилова;Екатерина Августеняк;Сцена из спектакля.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта