Средневековье ближе, чем мы думаем
Представьте, что вы… в центре средневекового немецкого города.
Здесь рыцари в доспехах дерутся за свою честь и за внимание прекрасных дам, пьют вино и демонстрируют друг другу оружие. А еще здесь проходит конкурс на самый лучший средневековый костюм и мастер-класс по средневековому танцу. Потому что город, и рыцари, которых мы представили, — не настоящие. Это так называемая реконструкция средневековой Европы.
Кафедра средних веков Института гуманитарных наук ТГУ третий год объединяет реконструкторов Тюмени на фестивале «Рыцарская Сага». Каждый год — новая страна и новая эпоха. В этом году фестиваль проходит в рамках Дней Германии в Тюмени, поэтому выбор страны не стал вопросом.
Герда, Хайнц, Гретхен, Марта — не привычные для нас имена то и дело звучат на импровизированной сцене в информационно-библиотечном центре университета. Клуб исторической реконструкции «Швабия» показывает сценки из быта жителей старинного города. Люди подшучивают друг над другом, ухаживают за чужими женами, дерутся из-за невозвращенного долга. Все, как в фильмах. И даже одежда на них почти настоящая.
Аня Макарова рассказывает про свой образ:
— Я — горожанка из XIV-го, а может, из XV-го века. Мое платье — особенное: первый его образец был найден в болотах Ирландии в начале XX века. У этого фасона сложный крой, зато платье очень красиво сидит на фигуре…
Девушка поворачивается спиной и показывает, как пришиты рукава, соединены разные части платья. Все — своими руками, ни одного машинного шва. Даже пуговицы Аня сделала сама! Ткань для внутренней стороны платья пришлось красить корой дуба. Ткань необходимого цвета не продается в магазинах, да и натуральная краска — реалистичнее. Интересная часть наряда — капюшон с длинным хвостом.
— Чем длиннее хвост, тем моднее считалась девушка. Я — модница, хотя и не зажиточная. Социальный статус горожанки можно определить по материалу платья. Свое я шила изо льна, зажиточные горожанки шили из шерсти. Но вот кожаные туфли не совсем подходят моему образу, — улыбаясь, признается Аня. — Видите, у них длинный нос — так носили зажиточные женщины.
Свое платье Анна шила целый год. Екатерина Киселева из жюри конкурса на лучший средневековый наряд объясняет такую дотошность в изготовлении костюмов: — Для реконструкторов самое главное — кропотливое воссоздание всех мелочей. Прежде чем шить наряд той или иной эпохи, необходимо изучить огромное количество литературы. Понять дух эпохи. В Москве реконструкторы выезжают за город и некоторое время живут, максимально приблизившись к средневековым условиям. У них нет ничего современного. При изготовлении одежды они даже не используют современные иголки. В Тюмени пока нет такого уровня, но с каждым годом костюмы ребят становятся реалистичнее.
Критерии отбора победителей таковы: натуральность материалов, соответствие аксессуаров костюму и соответствие платья статусу.
Борис Степанов — ландскнехт. Это немецкий наемный солдат XV-XVII-го веков. Борис выиграл в конкурсе костюмов среди юношей. Его доспехи действительно впечатляют. Он, один из немногих, выбрал образ воина, а не простого горожанина. Черные латы на груди, спине, руках и плечах изготовлены из стали. Выдержат удар любым холодным оружием, гордо говорит Борис. И добавляет:
— Ландскнехты — сильные и мощные воины. Но у солдата жизнь часто коротка, поэтому им разрешали носить, что они пожелают. Чтобы насладиться хотя бы одеждой!
Среди девушек победила Ирина Гендлер. Кроме демонстрации красивого платья, она спела балладу о вересковом меде. Ирина, доцент кафедры общего языкознания Института гуманитарных наук, давно изучает романсы. К реконструкторам ее привела любовь к средневековой архитектуре. А недавно Ирина стала изучать средневековые баллады как источники романса.
***
фото: Средневековые горожане;Жюри конкурса на лучший костюм — Марина Байдуж (слева) и Екатерина Киселева (справа);Выступление музыкальной группы «Райдо» из Екатеринбурга.