Кукла-оберег и валенки будто из сказки
— Наша культура удивительным образом вместила в себя и религию, и языческие мотивы. Это актуально и сейчас, — считает мастерица народного творчества Людмила Зюркалова. В сентябре она отпраздновала юбилей 60 лет.
Для иллюстрации своего тезиса Людмила Алексеевна рассказывает историю куклы-зернушки. На Руси каша долгое время была основным видом питания: она имеет мощную жизненную силу, легко усваивается и довольно просто взращивается. Чтобы урожай радовал каждый год, крестьяне делали куклу-оберег. Насыпали зерно нового урожая и, перетягивая полный льняной мешок веревкой, придавали ему форму женщины, Земли-кормилицы. Куклу украшали платком и другими женскими атрибутами. Если зимой случался голод, опустошали «зернушку». Но одну горсть оставляли для весеннего посева — примета.
У Людмилы Алексеевны эта кукла — любимая. Она делает ее по тем же технологиям, только размеры современной «зернушки» намного уступают прежним. Ведь функция кормилицы на случай голода у нее пропала. Но Зюркалова уверена: раз куклу делают до сих пор значит, как оберег она по-прежнему ценится.
Между тем, мастерица сама вышивает иконы. Вот вам и сочетание религии и язычества.
Людмила Зюркалова участвует в выставках в Тобольске, Сургуте, Кургане, Ирбите, Москве. Некоторые произведения уехали за границу: в Пакистан, Канаду, Германию, США…
На вчерашней презентации работ мастерицы в центре прикладного творчества и ремесел шутливо заметили: Людмила Алексеевна знает человека со всех сторон и даже изнутри, ведь по образованию она врач. В медицине проработала 33 года. Сначала врачом-лаборантом, затем заведующей клинической лабораторией. Врач высшей категории, отличник здравоохранения.
И медицина, и творчество вошли в жизнь с детства. Первое как мечта, а второе — в образе цветка-василька, который для нее вышила мама. Медицина оставалась мечтой до 18 лет — в 1969 году Людмила пошла работать. Творчество стало постоянным спутником: сначала шила одежду для кукол, а потом и для себя.
— Ведь разнообразия одежды у нас совсем не было, а серой мышкой быть не хотелось. Шила и вязала себе сама, — рассказывает она.
Заместитель директора центра прикладного творчества и ремесел Зулейха Алишева демонстрирует на себе палантин (женскую накидку) и кулон с вышитым рисунком — работа Людмилы Алексеевны. Сотрудники центра одними из первых познакомились с ее мастерством. Теперь стали постоянными заказчиками. Кроме того, в центре собираются желающие и под руководством Людмилы Зюркаловой учатся вышивке или изготовлению «народной куклы». Несколько человек на презентации 17 ноября попросились на мастер-классы.
Популярностью у тюменцев пользуются валенки, украшенные узорами по мотивам знаменитой гжельской керамики и павлово-посадских платков. Людмила Алексеевна отмечает, что заказывают такие в основном жители коттеджных поселков: для города это не слишком рационально — узор неминуемо пострадает, да и роспись — не дешевая.
На презентации валенки тоже привлекли много внимания. Мастерицу засыпали вопросами: почему не валяете сами?
— В домашних условиях это тяжело, делаются валенки с помощью кипятка. А вот для росписи я использую сухое фильцевание, -рассказывает Людмила Алексеевна. — Каждый день на работу уходит по 12-15 часов.
Мастерица замечает, что на ярмарках девушки интересуются народным творчеством. Молодожены стали вспоминать, что такое свадебный рушник — декоративное полотенце, расшитое красными нитками на белом фоне. На Руси его использовали под икону, под каравай. Но хоть каравай на свадьбах уже не встретить, рушник молодоженам нужен — это символ их длинного жизненного пути, считает Людмила Зюркалова. И с удовольствием создаст рушник для тех, кто с ней согласен.
***
фото: Людмила Зюркалова и ее валенки;Вышитые иконы и пасхальные яйца;Семейство кукол: «зернушки» (те, что поменьше) и «столбушки».