Пойти в музей и тряхнуть стариной!
Музейный комплекс имени Ивана Словцова пока в полной мере не очнулся от летаргического сна, в который любое учреждение культуры впадает летом — в межсезонье.
В то время, когда театры вовсю выдают новые постановки, готовятся к новогодним праздникам, музейный комплекс остается словно бы в тени. Громких премьер, то есть открытий выставок -по пальцам одной руки пересчитать можно.
С одной стороны, бытует мнение, что новые песни пишет лишь тот, у кого старые плохи. И все филиалы комплекса вполне могут работать с набором прежних постоянных выставок не один год. Ведь нельзя сказать, что мы, горожане, изучили их досконально — разве что бегом пробежали на «Музейной ночи».
С другой, в запасниках хранится множество предметов старины, которых мы не видели давно или вообще ни разу. Музееведам хочется их показать — были бы залы свободны!
Один такой свободный зал нашелся буквально вчера в музее-усадьбе Колокольниковых. Здесь открылась тикающая многочисленными стрелками выставка старинных часов.
Чувство такое, будто попадаешь в лавку часовщика-старьевщика, что чинит антиквариат.
Организаторы экспозиции собрали в одном месте множество часов XIX-XX веков. Конструкции самые разные: от двухметровых «дедушкиных» часов до карманных и настольных. Но самое интересное в том, что можно вблизи рассмотреть причудливые механизмы, пока экскурсовод рассказывает об эпохе расцвета в мире механических часов.
Не менее любопытная новая выставка работает и в музее изобразительных искусств. Здесь представлены малоизвестные офорты Ивана Шишкина.
Это совместный проект Западно-Сибирского банка Сбербанка России и музейного комплекса имени Словцова, приуроченный к 170-летию со дня открытия банка (его отпраздновали 12 ноября).
По словам директора музейного комплекса Павла Головина, без этого сотрудничества мы не увидели бы шестидесяти черно-белых пейзажей.
Экскурсоводы рассказывают, что Шишкин как офортист — явление выдающееся. Его офорты составляют энциклопедию русского пейзажа и не в меньшей степени, чем живописные работы, показывают широту и многогранность его таланта. В основе выставки — листы, составляющие альбом, вышедший в 1894 году благодаря известному русскому издателю Адольфу Марксу. Альбом вобрал в себя все лучшее, что было создано мастером более чем за двадцать лет, и стал своего рода итогом творческого пути художника и гравера.
Полных альбомов почти не сохранилось. В большинстве музеев, частных коллекциях или собраниях аукционных домов чаще всего встречаются лишь отдельные листы этого издания. Все это делает альбом из собрания нашего музейного комплекса уникальным.
… Экспозицию закрывают, когда люди перестают ею интересоваться. Можно предположить, что у горожан есть интерес не только к новым выставочным экспонатам, но и к тем, что открыты для публики уже давно.
Так, в информационной службе музейного комплекса говорят, что чаще всего тюменцы интересуются экспозициями «С точки зрения кошки» (музей-усадьба Колокольниковых), «Бой курантов» (музей «Городская Дума») и «ART коллекция. Русское и западноевропейское искусство XVIII-XIX веков» (музей ИЗО). Оказывается, их посетили далеко не все, кому этого хотелось.
Не стоит забывать и о том, что музейный комплекс до Нового года вплотную занимается организацией встреч школьников с известными людьми Тюмени.
***
фото: Тикают старинные часы в музее-усадьбе Колокольниковых;Первые посетители выставки