X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Цирк, который всегда на высоте

Где еще за два часа можно увидеть сразу столько знаменитостей? И не просто увидеть, а почувствовать себя с ними в одной упряжке! Конечно, в цирке.

Тюмень традиционно считается одним из самых привлекательных мест для гастрольных поездок лучших артистов «Росгосцирка». Сюда направляют самые раскрученные программы и представителей самых громких цирковых фамилий. Только в последние несколько лет к нам приезжали Дуровы , Багдасаровы , Запашные, Кантемировы.

И снова тюменским зрителям представлена роскошная программа, один из лучших аттракционов России — «Звездные династии». В двух отделениях их сразу четыре: акробаты Язловские и Подгорные, дрессировщики Филатовы и канатоходцы Волжанские.

Начало представления переносит зрителей к самым истокам. Цирк шапито. Яркий шатер. Странствующие акробаты. Веселые белые пудели. Картинка почти из средневековой Европы! Только костюмы ярче, грим эффектнее, искусство артистов филиграннее.

Виктория Ющенко

Конечно, современный цирк шапито — лишь стилизованное повторение того, что было когда-то. Со временем сам шатер стал лишь элементом декорации, а неотъемлемая повозка — вспомогательным оборудованием, например, в номере акробатов Язловских, лауреатов международных конкурсов во Франции и Голландии, представителей третьего поколения известной династии.

В первом отделении на арене выступают и представители другой династии акробатов — Подгорных. Их прадед Анатолий еще в 1957 году дебютировал с сольным номером «Эквилибр на катушках». Его потомки перешли с небольших, поставленных друг на друга, катушек на огромные ренские колеса. Этот цирковой снаряд, применяемый в акробатике и эквилибристике, состоит из двух одинаковых трубчатых ободьев, скрепленных поперечинами. Акробат, находясь внутри колеса, усилием рук и тела катит его, вращается в нем в разных плоскостях и направлениях.

Новому поколению Подгорных ренское колесо напомнило русскую ярмарочную карусель. И номер получился не просто технически сложным, а по-русски удалым и залихватским, даже немного хулиганским. Ведь участникам ярмарочных гуляний многое позволено.

Одним из самых зрелищных на арене всегда считалось искусство канатоходцев.

Виктория Ющенко

Как и многие другие, оно возникло стихийно на праздничных игрищах. Бродячие артисты балансировали на бутылках, ножках стула, ходили и танцевали на канате. Ни одно ярмарочное увеселение не обходилось без выступления балансеров и канатоходцев. Еще в Древнем Китае ремесленники, занимавшиеся плетением джутовых изделий, проверяя их на прочность, натягивали между деревьев и прохаживались по ним, держась за палку. Потом отдельные ловкачи научились ходить по канату, не используя опоры. Так балансирование превратилось вначале в ремесло, а потом в искусство.

Первые сведения о канатоходцах в России относятся к началу XVII века, они демонстрировали свое искусство еще при дворе Дмитрия Самозванца. А в XIX веке известность приобрел русский канатоходец Федор Молодцов, который прославился тем, что ходил по канату в мешке с завязанными глазами, плясал трепака, стоя играл на балалайке, стрелял из ружья в цель, балансируя, носил на голове зажженную лампу, а затем и кипящий самовар. А после того, как он пересек Темзу по натянутому тросу, его стали называть «русским чудом».

Виктория Ющенко

К сожалению, династии канатоходцев Молодцовых в российском цирке нет. Зато есть известная династия Волжанских. Ее основатель Владимир Волжанский впервые вышел на арену цирка в начале 30-х годов прошлого столетия. Вместе с братом Николаем он показал номер «Акробаты-вольтижеры». Выступления Волжанских всегда отличались высоким уровнем технической сложности. Еще в середине 50-х годов Владимир Александрович разработал приспособления, которые за несколько минут позволяют изменить уровень его натяжения, перевести канат из одного положения в другое. Он же стал первым в мире, кто в одном представлении не только совместил движение по горизонтальному и наклонному канату (до 45 градусов), но и катался по ним на роликах!

За пять десятков лет Волжанские придумали еще множество других трюков, которые не выполняет никто в мире: обрывы, спуски, вращения под куполом. Хотя, они считают, что главное — не сам трюк, а красота и чистота его исполнения. Ведь именно за эту возвышенность чувств и остроту ощущений зрители и любят цирк.

***
фото: Выступают акробаты на подкидных досках Ермошко;В зрительном зале;Канатоходцы Волжанские;На арене акробаты династии Подгорных

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта