Улица на третьем холме
Улица Красногвардейская, до 1922 года — Первый Царев переулок.
Красногвардейская — это своего рода Эдем. В райском саду львы спокойно лежат под цветущими кустами, лениво глядя, как мимо расхаживают овечки и лани. Никто никого не ест. Все дружат. Так и на тюменской улочке, притаившейся между двумя другими длинными — Фридриха Энгельса и Коммуны — новые роскошные коттеджи соседствуют со старенькими деревянными домами. Более того, даже деревянная застройка сочетает старое и новое: одна половинка дома украшена окнами, вросшими в землю, резными ставнями; другая — сияет новой облицовкой и пластиком.
Самое удивительное, что эту улицу с одинаковой точностью можно назвать и контрастной, и гармоничной.
… Утром на Красногвардейской тихо. Только двое малышей играют в куче снега; только лает на нас, гостей незваных, черный пес; только блестит на конце рога металлической оленьей фигурки, украшающей вход в один из домов, солнечный луч; только тихонько покачиваются ярко-алые гроздья рябины, запорошенные снегом. Останавливаемся, поглубже вдыхаем холодный, щиплющий за щеки воздух, и наслаждаемся тишиной.
Краевед Александр Иваненко в книге «Прогулки по Тюмени» пишет о том, что наш город стоит на малых холмах — по его подсчетам, их семь. Третьим Александр Стефанович называет холм Большого Городища «между Дедиловым оврагом и речкой Тюменкой». Он постепенно снижается от Товарного шоссе (81 метр над уровнем моря) к стадиону «Геолог» (77 метров). На третьем холме как раз и пролегла улочка Красногвардейская.
Правда, когда только-только стали появляться на ней дома, называлась она и не улицей вовсе, а переулком — Первым Царевым. Жили здесь в основном люди мастеровые. Промышленных рабочих в то время в Тюмени было мало, потому что и заводов немного. А в мастерских работали так называемые сезонники. Крестьяне, неквалифицированные рабочие, занимавшие места грузчиков и возчиков, селились не здесь, а на окраинах.
Купцы же предпочитали жить поближе к Базарной площади. Поэтому в районе сегодняшней улицы Красногвардейской хоть и много старинных домов, но только один из них знаменитый — усадьба врача Арсения Климшина, построенная в 1898 году и находящаяся на своем месте поныне.
Краевед Александр Петрушин в очерке «Время партизан» рассказывает, что улицы Красногвардейская, Красноармейская и Партизанская появились в Тюмени одновременно — после Гражданской войны 1918-1920 годов.
«… Услуги партизан после окончания Гражданской войны и разгрома вооруженных белогвардейских отрядов, рассеявшихся по всей Сибири, были достойно оценены новым режимом. Лидеры и активные участники партизанского движения получили боевые награды, различные привилегии и официально признавались социальной опорой Советской власти. На местах создавались комиссии и секции бывших красногвардейцев и партизан — такие объединения имелись в Тюмени и Тобольске (в Государственном архиве социальной и политической истории Тюменской области сохранился устав этой секции)».
С тех же пор с карты города исчезло красивое название Первого Царева переулка, а перемычку между улицами Энгельса и Коммуны стали именовать улицей Красногвардейской.
… Если вернуться к сравнению с райским садом, то, конечно, надо признать, что львы (новые особняки и коттеджи) скоро все же вытеснят овечек (деревянные домики). Правда, произойдет это медленно, почти незаметно: исчезнут покосившиеся заборы, бревенчатые баньки в глубине огородов и резные обветшалые беседки. Район, вполне вероятно, станет элитным: все-таки центр города, но на удивление тихий.
Что ж, ведь и сама Тюмень выросла и изменилась с тех пор, как на третьем ее холме пролег Первый Царев переулок.
***
фото: