Ориентир на человека, а не на автомобиль
Кардинально поменять подход к решению проблемы «пробок» и заторов — ориентироваться в первую очередь на человека, а не на автомобиль и его обслуживание. Такую стратегию предлагает власти коллегия экологов Общественного совета города Тюмени.
Этот тезис можно считать главным выводом вчерашнего заседания коллегии, на котором присутствовали и.о. председателя городской Думы Николай Романов, сотрудники департамента дорожной инфраструктуры и транспорта и комитета по экологии.
Член коллегии, инженер Борис Елькин несколько лет изучал проблему пробок в Тюмени. Ученые и студенты ТюмГАСУ доказали, что только строительством новых дорог и парковок ее не решить, так как увеличение площади дорог на пять процентов приводит к увеличению заторов на десять процентов. При таком раскладе места машинам не будет хватать никогда. Нужны другие способы решения проблемы, и, чтобы найти их, коллегия обратилась к международному опыту.
Светлана Косухина несколько месяцев переводила и изучала труды электронных библиотек США и Европы. В итоге она взяла за основу работу Дэвида Гурина об инновационных решениях транспортных проблем. На заседании она показала их на примере двух городов — Мюнхена и Сан-Франциско. Стоит оговориться, что американцы и немцы занялись ликвидацией пробок и заторов еще в середине прошлого века.
Итак, о чем нам говорит опыт Мюнхена. Главные задачи, которые поставили перед собой местные власти — сохранить исторический облик города, добиться, чтобы люди пересели из личных автомобилей в общественный транспорт, модернизировать трамваи и железнодорожный транспорт. Узкие улочки, большие площади и пешеходные дорожки они сохранили — эта архитектурная старина привлекает туристов со всего мира. Стали развивать альтернативные виды общественного транспорта, повысили качество обслуживания, ввели единый проездной билет. Что касается автолюбителей, для них, наоборот, ввели много ограничений: увеличили налог на топливо, повысили до 25 немецких марок плату за парковку вдоль бордюров.
— Нашим автомобилистам такие меры покажутся драконовскими, но за границей они сработали. И не только в Мюнхене и Сан-Франциско. Это доказывает опыт шести городов, которые пошли похожими путями — в разных странах мира, с разными климатическими условиями, социальной обстановкой и укладом. Почему не попытаться внедрить нечто подобное в России? — считает Светлана Леонидовна.
Доклад Косухиной лег в основу предложений, которые разработали экологи. Во-первых, общественник и предлагаю т пересмотреть концептуальные подходы к решению проблемы «пробок», по возможности освободить город от «ненужных» поездок личных автомобилей и развивать общественный транспорт. Во-вторых, приобрести программный продукт ptv vision «Visum». С его помощью можно решать задачи по перераспределению транспортных потоков и на короткое время — в период ремонтов, и на перспективу, с учетом неизбежного роста количества автомобилей. В-третьих, пересмотреть приоритеты в строительстве дорог на ближайшие несколько лет. В-четвертых, вести грамотную земельную политику (в частности, временно приостановить выделение участков под строительство офисов и торговых центров в центре Тюмени).
Свое мнение по поводу документа и того, что с ним делать дальше, высказал архитектор Виктор Станкевский:
— Я поддерживаю стимуляцию интереса к проблеме и предложения коллегии. За исключением пункта N 9 о снижении темпов строительства новых дорог. Ни в коем случае не надо снижать темпы! Надо перераспределить силы. Например, нам катастрофически не хватает магистралей общегородского значения. Кроме того, обращаю внимание, что мы с вами обсуждаем некую философию развития транспортной инфраструктуры. Это же вопрос генплана! И если не внести изменения в генплан, то разговоры бесполезны. Общественные слушания по внесению этих изменений пройдут в декабре, и мы с вами не должны упустить это время!
Заседание коллегии стало монологом общественников. К сожалению, специалисты комитета по экологии и департамента дорожной инфраструктуры и транспорта не включились в обсуждение. Николай Романов отметил:
— Сегодняшнее заседание было информационным. Высказали много интересных предложений, я их записал. Во многом еще предстоит разобраться. Например, что означает такой вид транспорта, как пристанционные автомобили. Кому они принадлежат -жителям или муниципалитету? Как распределяются? Экологи сами правильно отметили, что нельзя просто взять опыт Мюнхена или Сан-Франциско и переложить его на Тюмень. Есть хорошие идеи, но их надо адаптировать к условиям нашего города.
***
фото: Заседание коллегии.