X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Почему эти лампочки всем «до лампочки»?

Одна из жительниц поселка Антипино после полугода мытарств вынуждена была обратиться за помощью к губернатору. И все потому, что у нее сломался… ртутный термометр.

Ситуация почти анекдотическая. Но вполне показательная. Утилизацией ртутьсодержащих отходов на бытовом уровне в государстве в целом и в нашем городе в частности занялись не так давно. По сравнению с другими коммунальными сферами — тепло-, водоснабжением, уборкой улиц или вывозом мусора — эта отрасль так молода, что еще и пешком под стол не ходит. И в какую бы сторону она не начинала двигаться — наталкивается на острые углы и тупики.

Проблему организации в городе сбора, накопления и передачи на утилизацию ртутьсодержащих отходов обсудили за круглым столом, организованным комитетом по экологии и благоустройству департамента городского хозяйства. В обсуждении приняли участие представители управляющих компаний, предприятий, занимающихся сбором и транспортировкой этого вида отходов, специалисты «Роспотребнадзора». Для того чтобы принять участие в дискуссии, в Тюмень приехали даже представители екатеринбургской службы ртутной безопасности и центра промышленных отходов.

Соседи задумались об утилизации ртутных отходов еще два десятка лет назад. Конечно, на то были свои объективные причины: и численность населения, и масштабы промышленного производства. Имело смысл заниматься проблемой не только ситуативно, но и системно. Разработали городскую программу комплексного решения проблем промышленных отходов. В результате, сказал Альберт Апкарянц, заместитель директора муниципального центра проблем промышленных отходов, Екатеринбург и технически, и морально оказался готов к утилизации энергосберегающих ламп задолго до того, как «стало модно заниматься энергосбережением».

Но даже масштабной предварительной подготовки оказалось недостаточно, чтобы, как требует постановление правительства, мобилизовать управляющие компании на сбор у населения отработанных энергосберегающих ламп. Договоров с промышленными предприятиями на тот момент было заключено более 10 тысяч, а вот в работе с населением пришлось начинать с нуля. Прибегали даже к помощи листовок-«страшилок» о том, что «в каждой энергосберегающей лампе содержится 5-7 миллиграммов ртути». Но… ртутные лампочки по-прежнему выбрасывали в обычные контейнеры, а специальные, запатентованные, наоборот, использовали под бытовой мусор.

Сейчас на те же грабли наступают тюменские предприятия. Они уже могут похвастаться количеством договоров, заключенных с управляющими компаниями, но статистика приема ламп от населения не радует. В прошлом году, когда сбор и вывоз энергосберегающих ламп оплачивал городской бюджет (было выделено около 2,5 миллиона рублей), от населения принято всего 853 лампы. С 2011 года эта коммунальная услуга стала платной, ее включили в тариф, и жители выкладывают за нее ежемесячно по пяти рублей с квадратного метра жилья. Но рвения у горожан от этого не прибавилось.

Многие участники встречи отмечали: главная проблема в том, что недостаточно стимулов. Надо их искать. Например, Файзула Сибгатулин, директор предприятия «Тюменьспецтранс», предлагал обязать принимать отработавшие лампы тех, кто их продает. Ведь в стоимость товара уже заложена цена утилизации. Принята же государством программа утилизации автомобилей. Почему бы не сделать то же самое и с энергосберегающими лампами: принес старую — получи рубль скидки на новую?

— Кроме наших желаний, есть еще и закон, который надо исполнять, — прокомментировала эту идею Людмила Могутова, председатель комитета по экологии департамента городского хозяйства.

— Необходимо искать золотую середину. Да и не все ли равно жителям, куда нести лампу — за 20 метров от подъезда или в магазин?

— Народ пойдет, если получит скидку, — раздался голос из зала, — а законы можно и переписать. Бутылки вот собирают, а какие-то лампочки не могут.

— Правильно, лампочки продают в каждом киоске, почему за это управляющие компании должны отдуваться? — выкрикнул еще кто-то.

— Собирать бутылки есть коммерческий интерес, а собирать лампочки — пока нет, — парировала Могутова.

Чтобы было позитивное движение вперед, считает Максим Воробьев, замдиректора компании «Диаманд групп-Тюмень», надо учитывать три составляющие: сознательность, удобство и материальный стимул. Первое надо воспитывать, второе и третье создавать. Если просто ставить контейнеры или собирать лампы электрикам — стимулов будет минимум. Не больше их, по сути, окажется и если приносить лампы в магазин (кого заинтересует скидка на рубль?). Да и для торговли этот стимул сомнителен. Надо полностью менять подход, аккумулировать все деньги в едином центре (наподобие ТРИЦ), а потом распределять их между управляющими компаниями, предприятиями и населением.

— Не плюсов будет больше, а минусов, — критично заметила Могутова, — кто согласится отдать свои пять копеек, чтобы получить одну?

Спуститься с небес на землю призвала и Надежда Токарева, представитель Роспотребнадзора. Нет пока нормативного акта, который заставил бы принимать чужие отходы.

— Так что, извиняйте, — поставила она точку в дискуссии, — будем располагать тем, что есть.

Единственное, что успокоило представителей коммунальных служб: скоро СанПиНы по содержанию помещений, предназначенных для утилизации ртутных ламп, пересмотрят. Облегчат управляющим компаниям бремя поиска подходящих помещений. Может, от этого и горожанам польза будет.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта