Необыкновенный «Чум» и немножко Венеции
Каждый из ресторанов компании «Максим» — будь то «Посейдон», «Чум» или «Максимилиан» — не похож на другие. Но в каждом чувствуется «рука мастера» — Марины Гриценко, которая придумывает интерьеры для этой компании уже много лет.
— Я начала заниматься дизайном, когда это слово воспринималось не как профессия, а как фамилия. Меня даже спрашивали, какая у меня национальность, — вспоминает Марина Иосифовна.
Она до сих пор помнит самый первый проект — интерьер нового ванно-душевого комплекса, который она разработала для комсомольско-молодежного треста «Тюменьгазмонтаж» в 1976 году, когда окончила Свердловский архитектурный институт.
— Наш комплекс был одним из первых в мире, разработанным по новым технологиям. До нас такой же сделали только в Японии, — рассказывает Гриценко.
По ее словам, профессия дизайнера по интерьеру не была востребована у горожан. Зато в дизайнерах нуждались строящиеся Дома культуры. Так, Марина Иосифовна работала над оформлением концертного зала, сцены и небольшого кафе в «Нефтянике».
— Для меня это было настоящим праздником, потому что я впервые работала в классическом стиле, который мне всегда нравился, — говорит дизайнер.
Однако любимый стиль Марины — ар-деко. Правда, у нас в стране этот стиль не пользуется особой популярностью.
… Самые впечатляющие работы Гриценко можно увидеть на выставке трех тюменских дизайнеров в музее изобразительного искусства, но многое осталось «за кадром». В частности, интерьеры квартир и коттеджей. Каждый так же индивидуален, как и ресторанные, но требует гораздо больше времени.
— Новый ресторан приходится придумывать где-то за месяц, чтобы он как можно скорее открылся. Наверное, потому, что за восемнадцать лет сотрудничества с директором компании « Максим» Ларисой Невидайло мы привыкли быстро приходить к общему решению, — поясняет Гриценко.
А с новыми заказчиками приходится вести долгие беседы, чтобы понять, чего они хотят и как лучше воплотить их желания. Кто-то полностью доверяет ремонт своего дома и выбор стиля дизайнеру. А у кого-то, напротив, есть свои идеи (в таких проектах просматривается не только почерк дизайнера, но и характер заказчика, особенно, если это женщина).
Гриценко следит за всем процессом до конца — сама выбирает материалы и, если надо — мебель, освещение.
— Ремонт в каждой квартире я воспринимаю, как если бы он происходил в своей собственной. Наверное, поэтому мне и не хочется, чтобы дома были яркие цвета и экстравагантная мебель. Предпочитаю сдержанный европейский стиль, — говорит Марина Иосифовна.
… Один из самых запоминающихся проектов дизайнера — ресторан-музей «Чум». Здесь автор попытался соединить быт первооткрывателей Севера с жизнью коренных народов. В зале есть чум из оленьих шкур, хантыйские лыжи, рыболовные морды и чучела животных — чтобы украсить ресторан этими деталями декора, пришлось договариваться с музеем. А холл напоминает вагончик тех людей, которые занимались нефтедобычей.
— Сложность была лишь в том, чтобы наш музей-ресторан не напоминал выставку в пионерлагере. Для этого было необходимо создать ощущение снега и нефти, которая сейчас будто разливается по потолку, — рассказывает дизайнер.
Однако любимый ресторан Гриценко, созданный ею, — «Максимилиан» — выдержан в классическом итальянском стиле.
— Я придумывала интерьер задолго до своей поездки в Италию. И, побывав там, убедилась, что сделала все правильно. На мой взгляд, не хватает только небольшой кабинки с тематикой Венеции, — говорит дизайнер.
Марина Гриценко никогда не оформляет авторские права на придуманный ею интерьер ресторана, поскольку считает, что иногда изменения бывают просто необходимы. Вот и сейчас они с Ларисой Невидайло размышляют, стоит ли менять облик самой первой в Тюмени кофейни «Максим» на улице Республики. Одни посетители говорят, что надо внести что-то свежее, другие, напротив, уже привыкли к уютной обстановке кофейни.
— Ресторан или кофейня должны жить, должны привлекать и радовать людей, — сказала нам на прощание Марина Иосифовна.
***
фото: Марина Гриценко.