Дом на особом контроле
Больше полувека назад в этом доме была казарма конной милиции. Лошадей, конечно, здесь не держали, но за полвека без капитального ремонта дом превратился в настоящую конюшню.
Трудно представить, что люди могут жить в такой антисанитарии в самом центре города. По крайней мере, наверное, никто из проходящих мимо общежития по улице Горького, 41 об этом не догадывался. Внешне все выглядело благопристойно. Разве только фасад облупился, да балконы осыпались.
За включение дома в план капитального ремонта депутаты комиссии по развитию жилищно-коммунального комплекса и благоустройству бились не один год. Экспертиза дала однозначное заключение: без капремонта жить здесь нельзя. «Надо срочно выделять деньги на ремонт мест общего пользования», — не раз призывал председатель комиссии Николай Романов. И в этом году дело пошло. В бюджете нашли 2,5 миллиона рублей, сформировали муниципальный заказ, провели конкурс, определили подрядчика -фирму «Минстройпроект». В конце июля приступили к работе.
Был ли в доме когда-нибудь капитальный ремонт — история умалчивает. Хотя строители обнаружили на чердаке следы нескольких реконструкций кровли. По… грудам старого шифера, который падал на чердачный пол при ремонте, как по годовым кольцам на спиле дерева, можно сосчитать количество попыток. Но именно попыток, не полноценных ремонтов. Главные несущие элементы крыши — стропила — никто не трогал. А вот перекрытия меняли. Местами. Как показало вскрытие, были и бетонные, и деревянные. Как будто их «лепили из всего, что было».
Там, где все сделали тяп-ляп, — внутренние защитные конструкции, которые разделяют по высоте смежные помещения, начали разваливаться. Особенно там, где находились санузлы.
В общежитиях коридорного типа туалеты и ванные комнаты — самое слабое место. Вода, как известно, камень точит. Кирпич — тем более. Плохо закрытый кран или протекающий унитаз способны целое здание развалить. Обрушения стен из-за постоянных протечек случались в тюменских общежитиях на улицах 50 лет Октября, Мельникайте, Ставропольской. На грани обвала совсем недавно оказалось и общежитие по улице Малышева, 35. Хотя все эти «общаги» моложе. Их строили в 60-70-х годах, применяя для массового строительства силикатный кирпич, более слабый, чем керамический, из которого выложены стены трехэтажки на Горького. Но в таких условиях и у керамики срок не долог.
Чтобы восстановить целостность перекрытий между первым и вторым этажом в четвертом подъезде дома, их пришлось. демонтировать. Латать там было уже нечего. На восстановление ушло 3,5 кубометра бетона. Чтобы процесс шел быстрее, пригнали бетононасос.
Самым тяжелым и неприятным для жителей (их не отселяли) стал начальный этап строительных работ. В 50-х годах для оштукатуривания стен применяли дранку — тонкие деревянные пластины, которые закрепляли на стенах крест-накрест, чтобы лучше держалась штукатурка (сейчас используют штукатурную сетку). Со временем штукатурка с таких стен отваливается пластами. Ничем ее не удержишь. Надо только сбивать. И от этой строительной пыли не спрячешься, не скроешься.
Пришлось срезать все старые батареи, полностью менять разводку, с «нуля» обустраивать туалеты и душевые комнаты. «Теперь у нас, как в больнице», — говорят не привыкшие к такому комфорту жильцы. Хотя кафель строители использовали не белый, а голубоватый и терракотовый. В комнатах и местах общего пользования поставили пластиковые окна. Фасад утеплили и обшили металлокассетами.
Конечно, жильцы, почувствовав вкус новой жизни, стали требовательнее к строителям. Спрашивают: «А в комнатах кто нам ремонт сделает? А на балконные двери кто москитную сетку поставит?» Но это не входит в перечень работ по контракту. Успеть бы завершить к 15 декабря то, что еще не доделано: два санузла в первом подъезде, один — в третьем; покрасить стены, перестелить полы; завершить обшивку фасада и ремонт крыши. Работы еще много, но главное обещание, данное жителям, строители уже выполнили — дали тепло.
***
фото: Так выглядели ванные комнаты в начале ремонта;А так — теперь.