Выходные в стойбище
— Ой, хорошо, что снег пошел! — говорит женщина, одетая в теплую меховую малицу. — А то какой же День культуры народов Севера без снега!
Конец октября и впрямь к исконным обитателям сибирских земель благосклонен — не просто снегом порадовал, а настоящей пургой. И собравшиеся в субботу на Андреевском озере ханты, манси и ненцы не спешили прятаться от ветра: гулять на открытом воздухе — это уже традиция.
— В городе сложно сохранить культуру своего народа. Любой национальный праздник несет в себе духовную составляющую, — говорит председатель совета областной общественной организации коренных малочисленных народов Севера «Кедр» Владимир Климов. — А если в песни и обряды не верят, они становятся лишь красивой картинкой, лишенной сакрального смысла. Можно проводить наши праздники в Тюмени, тогда соберется больше зрителей… но при этом никто ничего не поймет. Надо поместить людей в ту атмосферу, в которой коренные малочисленные народы жили раньше и живут до сих пор. Тогда многое станет яснее, например, игра — метание тынзяна на хорей. Это не спорт как таковой, вроде футбола или бега. Люди, живущие традиционным укладом, занимаются этим в быту.
В этот раз зрителей было не много. В музей-заповедник съехались в основном ребята, прежде жившие в стойбищах Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, ныне — студенты тюменских и тобольских вузов. Для них праздник культуры — повод собраться всем вместе. Разные общежития и график занятий оставляют не много возможностей пообщаться со своими, а по дому молодые северяне скучают. Они даже готовы сами себя развлекать: концерт народной песни был организован как раз за счет юных талантов. А уж спортивные состязания вызвали столько эмоций, что с лихвой хватило бы на целый чемпионат мира по дзюдо. Крики и визг болельщиц, напряженные лица борющихся — как будто за золотую медаль соревнуются. И не надо им в этот момент ни мобильных телефонов, ни Интернета.
— Слышите, как кричат, — говорит греющийся возле костра Степан Яндо, член совета «Кедра» и по совместительству начинающий шаман. — Ради этого взрыва эмоций они и приехали. Вообще, у нас постоянно что-то проводится, и политика организации: делай сам — для себя и для других. Развлечения стараемся совмещать с трудом, вот в последний раз ребята строили ограждение вокруг городища. Тем более что территория в заповеднике чудесная: тихо, безветренно, свежий воздух… отчего бы ни поработать?
Гуляло на празднике и старшее поколение. Стоило зайти в чум, как полдюжины бойких пожилых дам усадили меня на лавку, поближе к теплой печи, вручили чашку чаю, пододвинули миски с соленой рыбой. Наказали: «Сиди, грейся!» Уплетая угощение, — каша с олениной была не так давно, но на морозе аппетит нагулять — дело недолгое — я слушала, как хантыйки, ненки и мансийки исполняли под аккомпанемент баяна. русские частушки, которые, я помню, пела моя бабушка:
Как дед бабку
Завернул в тряпку,
Поливал ее водой
Чтобы стала молодой
Выбравшись из гостеприимного чума, я снова столкнулась с Владимиром Климовым и поделилась впечатлениями.
— Да, наши женщины! Они выросли на северной земле, а затем уже перебрались в Тюмень. Вот для них наши мероприятия — действительно праздник, который ощущают душой, — улыбнулся он. — Гости могут придти, посмотреть… им даже может понравиться, но это — не то… Поэтому я стараюсь проводить все краеведческие уроки для школьников на Андреевском озере — когда человек находится здесь от начала и до конца, тогда он проникается атмосферой, начинает приобщаться. Учить по картинкам — бесполезно.
… Я ехала с озера в город и мой друг — историк, проводящий на Андреевском едва ли не каждые выходные, возбужденно говорил: «А наши места еще и целебные. Серьезно! Вот был такой случай…» Не знаю. Может, и целебные. Для тех, кто верит в силу природы и помнит традиции, которые передаются от стариков к молодым.
***
фото: Мужские ненецкие нарты