Троллейбусный ряд без продолжения?
За последние два года из строя здесь выбыл каждый десятый. Остались только те, что передвигаться сами не могут.
Внешне территория троллейбусного предприятия еще хранит в себе следы былого благополучного прошлого. Линии контактной сети кольцами опоясывают центральную площадь. Когда-то здесь разворачивались, чтобы зайти на ночную стоянку, уставшие «рогатые труженики» городских магистралей. Когда они собирались все вместе, здесь яблоку негде было упасть. Теперь же на самых выгодных и удобных местах стоят те, что раньше были в самом хвосте, — «пенсионеры», полностью выработавшие свой амортизационный ресурс. Из почти сотни «рабочих лошадок» троллейбусного предприятия в наличии осталось только десять. Все они — уже никому не нужные старички 1992-1993 годов выпуска. Их салоны еще помнят толпы горожан, ждущих транспорта на остановках. В некоторых кабинах до сих пор висят зимние куртки водителей, на приборных панелях лежат запылившиеся рейсовые книжки с замусоленными страницами, и даже стоят невымытые чайные кружки… Все выглядит так, будто люди ушли отсюда только вчера.
Хотя прошло уже два года. Троллейбусную сеть у нас закрыли 5 октября 2009 года. В следующем году полностью демонтировали и контактную сеть. Так прекратил свое существование тюменский троллейбус — одна из самых развитых в стране троллейбусных систем общественного транспорта. И Тюмень, по оценкам Википедии (интернет-энциклопедия), стала крупнейшим в России городом без электротранспорта.
Впрочем, многие об этом «пережитке прошлого» уже и не вспоминают — радуются ширине дорог, которую увеличили за счет демонтажа троллейбусных опор.
Троллейбусный парк города в те времена действительно требовал значительной реконструкции и модернизации, а значит, и бюджетных вливаний. По оценкам экспертов, в 2009 году на ходу было только 55 машин марки ЗИУ-682. В целом изношенность парка троллейбусов тогда составляла 80 процентов. Несколько новеньких единиц (около двух десятков) в возрасте от пяти до восьми лет погоды не делали.
За два прошедших года от большей части имущества в троллейбусном предприятии так или иначе избавились. Семь троллейбусов, по словам нынешнего директора троллейбусного предприятия Бориса Холявко, продали уфимскому троллейбусному предприятию. Около трех десятков сдали в аренду в Курган. Выкупить сразу такую партию местное троллейбусное предприятие не смогло, поэтому согласилось на арендные платежи. Они идут на поддержание жизнеспособности оборудования и недвижимого имущества, которое еще осталось на тюменском троллейбусном предприятии. Те машины, которые сейчас стоят в парке на приколе, годятся только на запчасти. С такими целями их постепенно реализуют в те города, где еще ходит электротранспорт. Ведь завод в городе Энгельсе, который специализируется на выпуске троллейбусов, давно перешел на более современные модификации машин. Например, российские пассажирские автотранспортные предприятия все чаще заказывают троллейбусы из серии «два в одном». На них кроме электродвигателя предусмотрен еще мощный аккумулятор. При необходимости такой троллейбус может отключиться от контактной сети и стать на время автобусом. Правда, для небогатых городских бюджетов он дороговат — стоит около семи миллионов рублей. Но, считают специалисты, даже такая цена быстро бы себя оправдала. Ведь электротранспорт раз в шесть экономичнее бензинового.
Старожилы тюменского троллейбусного предприятия, которые остались ему верны до сих пор, верят, что рано или поздно тюменский троллейбус возродится. И тогда их труд оценят по достоинству. Ведь новым реформаторам общественного транспорта в Тюмени не придется начинать с нуля.
***
фото: Старые троллейбусы в ожидании своей участи;Механик предприятия Александр Гордиевских хорошо помнит, как проверял он машины, возвращающиеся с линии.