Без барьеров не получится
— Можно и по ступенькам, — задумчиво говорит изготовитель гусеничной электроколяски Александр Павлов, глядя на дело своих рук. — Только у нас аккумуляторы слабые, быстро садятся, если по лестнице ездить.
Несмотря на малую мощность, коляска упорно ползет по ступенькам. Может, не очень резво и не без помощи со стороны, но ползет.
Первого выхода в свет модели инвалидной коляски, способной преодолевать городские препятствия — парапеты, бордюры, ступеньки, — ждали уже давно. Совместное детище резидентов Тюменского технопарка — конструктора Василия Попова и изготовителя Александра Павлова -обещало стать для людей с ограниченными возможностями символом новой, свободной жизни. Оказалось — все не так просто.
Создание опытного образца гусеничной электроколяски заняло у конструктора Василия Попова немало времени, но результат все еще далек от совершенства.
— Гусеницы мы делали сами, практически кустарным способом, — говорит Василий Андреевич. -Оказалось, невозможно найти завод, который взялся бы за наш заказ. Есть проблемы с механизмом управления коляской. Нет, сам принцип не сложен — способ управления такой же, как и у обычной электроколяски — джойстик, клавиши. Но мы добавили функций, и теперь нужен специалист, который смог бы отрегулировать программную часть. Основой для создания нашего образца послужила коляска модели X-power, производимая в Голландии, — не от большой любви к западной технике, просто в России электроколясок почти не выпускают. Так вот, было бы отлично нанять программиста из фирмы Инкар-М, представляющей эту марку в Москве. Но заплатить такому редкому работнику мы не можем — слишком дорого просят.
Василий Попов получил образование в индустриальном институте города Ухта и по распределению попал в Тюменскую область. Сразу на крупное производство, объединявшее в себе два завода. Прошел путь от простого работника до главного конструктора и создал из металла порядка ста пятидесяти изобретений. Например, станок для изготовления паркетной планки, занимавший всего полтора метра в длину и обслуживавшийся одним человеком, тогда как западным аналогам требовалось от пятисот до семисот метров площади и семь специалистов разом. Или другой пример — автоматический погрузчик, способный заменить на рабочем месте более сорока человек и значительно повысить эффективность предприятия. Кстати, это техническое средство — прародитель коляски на гусеничном ходу.
Только ни одна из разработок Василия Попова в серию так и не пошла — Советский Союз развалился, а в период перестройки производственные новинки никому потребны не были.
— При капитализме все это стало не нужно. Мои изобретения были апробированы. Они окупились бы за считанные дни работы, если бы их внедрили. А лет двадцать пять назад впервые проводился конкурс на лучшую модель электроколяски, которая двигалась бы по лестницам. Когда я о нем услышал, подумал, что движитель моего погрузчика пришелся бы на такой технике очень кстати — конструкция отлично приспособлена для преодоления ступенек. В ту пору у меня так ничего и не вышло, но идея осталась, -рассказывает историю создания коляски Василий Андреевич.
Перестройка давно закончилась, вот только особых перспектив для детища конструктора не предвидится и сегодня. Опытный образец готов лишь условно — он далеко не идеален, а совершенствовать пока не на что.
И даже если бы электроколяска функционировала, как должно, все равно на запуск ее в серийное производство средств нет.
— Стоимость опытного образца всегда превосходит цену серийной техники в три, а то и в пять раз. Нужно только единожды потратиться, а потом пойдет прибыль. Мы пытаемся привлечь спонсоров — не получается. Нам представили инвесторов в технопарке, но это все как-то очень вяло двигается. Правительство тратит огромные суммы на строительство пандусов для инвалидов, за самый маленький — тридцать тысяч рублей! На лестничные подъемники для инвалидов — сотни тысяч рублей уходят. Огромные затраты! А для доработки нашей электроколяски нужен один миллион, при этом она позволит инвалидам практически свободно передвигаться по городу. И не нужно ни пандусов, ни специальных лифтов. И стоить они будут не намного больше обычных — около ста тысяч рублей, при условии серийного производства.
… Пока же стоимость коляски завтрашнего дня людей с ограниченными возможностями занимает мало. Собственно, ни один инвалид в нее еще даже не садился. Ручаться за удобство изделия может только сам конструктор, презентовавший аппарат на крыльце технопарка и успешно добравшийся от первой ступеньки до последней.
***
фото: Василий Попов испытывает гусеничную коляску, Александр Павлов помогает ему.