Как не заблудиться в трех соснах
Что дешевле: посадить несколько десятков саженцев или построить подвесную дорогу? Казалось бы, ответ ясен. Но, как говорят англичане, ясен, да не очень.
В среду на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам рассматривали, вроде бы, совсем не бюджетный вопрос — об озеленении и текущем содержании скверов и парков. Однако городской бюджет хоть и не резиновый, а статьи расходов у него — разные. Немалые деньги выделяются, в том числе, и на зеленое строительство. В прошлом году, например, на озеленение города, содержание скверов и парков выделено почти 170 миллионов рублей.
Депутаты бюджетной комиссии поставили вопрос ребром. Надо упорядочить систему оплаты за снос старых и посадку новых зеленых насаждений. Олег Чемезов и Владимир Шевчик предложили обязать тех, кто пилит и корчует, высаживать взамен одного — по три дерева. В результате внесли изменения в правила благоустройства города и обязали застройщиков придерживаться этой схемы. Правда, порядок финансирования был принят не тот, который предлагали депутаты. Компенсационные выплаты решили перечислять в городской бюджет, аккумулировать на счете муниципального предприятия и расходовать по мере необходимости и возможности. Вроде бы, все логично. Но за полгода работы по новой системе выявились как плюсы, так и минусы, появились ее сторонники и противники.
— Я предлагал совсем другое: дайте деньги — мы сами будем сажать. Столько, сколько надо. Скажите: посади на пять миллионов, посажу на пять. Не вопрос, — горячился Олег Чемезов. — Но если мне говорят: сдай пять миллионов, чтобы кто-то это сделал за тебя, -мне становится грустно. Почему деньги должны мертвым грузом месяцами лежать на счетах? Разделением функций вы не стимулируете посадки, а провоцируете несанкционированный снос, спиливание по ночам. Дайте людям деньги — они сделают лучше! И дешевле!
С ним не согласился Александр Шпиренко, заместитель главы администрации города:
— В прошлом году снесено 637, выполнена формовочная обрезка 15615 деревьев. А высажено за счет бюджетных средств — 6616 единиц зеленых насаждений.
— Цифры, конечно, хорошие, — согласился Чемезов, — но казус-то в том, что половина из них -кустарники. Какая разница чиновнику, что посадят и где. Его функция — в сборе денег.
На защиту коллеги по административному цеху вступился Максим Афанасьев, директор правового департамента:
— То, что деньги остаются на бюджетных счетах, не есть плохо. Есть хорошо. Эффективность этой схемы в том, что все делается под ответственность чиновника. А раньше все делалось на отвяжись: посадил и забыл.
Сказанное дополнил Сергей Нефедов, директор предприятия «Леспаркхоз», которое отвечает за компенсационные насаждения. Он раскрыл и некоторые тонкости калькуляции таких работ. Снос одного дерева, в зависимости от возраста, породы и других факторов, колеблется от 40 до 60 тысяч рублей. А посадка пятилетнего саженца обходится бюджету в 13-18 тысяч рублей. В эту сумму, по словам Нефедова, входит не только стоимость самого дерева. Сюда же включается: извлечение саженца из земли с помощью специальной техники (ком земли с корневой системой весит около 500 кг), транспортировка в приспособленной таре (сетчатой металлической корзине с холщовым покрытием), замена грунта на месте посадки, внесение удобрений, полив (15 раз за лето и не менее 1,5 тысячи литров) и 12 месяцев ухода. При этом на хвойные насаждения дается три года гарантии, на лиственные — два.
— Цены у вас какие-то неадекватные, — возмутился Чемезов. — В прошлом году мы сами высаживали кедры, и за каждый заплатили около трех тысяч рублей.
— И они у вас прижились? — усомнился Нефедов.
— Все живехоньки, как один. А вот половина, что высаживает администрация, — усыхает, -съязвил Чемезов.
Чтобы подтвердить или опровергнуть эти факты, Юрий Коновалов, председатель постоянной комиссии, предложил заслушать представителя Счетной палаты. Аудитор Любовь Григорьева рассказала о предварительных итогах проверки использования средств городского бюджета, направленных в 2009-2010 годах на озеленение. Проверяющие отметили: при сносе зеленых насаждений учет ведется так, что невозможно установить, какое дерево срублено или сколько, действительно, спилено ветвей. Кроме того, при проверке одного из подрядчиков управы Ленинского округа выявили, что более 60 процентов высаженных деревьев и кустарников погибли.
— Эти данные относятся как раз к тому периоду, когда работали по старой системе, — включился в разговор Валерий Борисов, руководитель управы Центрального округа. — А новая — хорошая, действенная. В прошлом году в округе мы посадили 1,5 тысячи деревьев и 4,5 тысячи кустарников. Такого за счет бюджетных средств не было никогда. Эту схему надо двигать дальше.
Но Чемезов снова не согласился. Он нашел другой изъян — негибкое ценообразование. Оно не учитывает места произрастания деревьев:
— Хотели мы благоустроить территорию рядом со спорткомплексом «Партиком». Снести старый самосад и высадить хорошие деревья. Но когда все посчитали, получилось, что дешевле подвесную дорогу построить, чем озеленять склоны Лога. Надо разработать новую шкалу оценки, учитывающую, где растет дерево, — предложил депутат. — Иначе мы никогда не сможем облагородить заброшенные участки.
Коллегу поддержал и Владимир Шевчик. Он предложил расширить перечень работ, предусмотренных по компенсационному сносу зеленых насаждений, и выполнять комплексное благоустройство территории. Можно также разработать комплекс мероприятий по созданию частно-государственного партнерства в софинансировании таких работ.
Пора думать не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем, решили члены постоянной комиссии по бюджету. Планировать, что будет расти и где. И куда будут расходоваться те 50-100 миллионов рублей, которые ежегодно поступают в городской бюджет за компенсационный снос зеленых насаждений. Главное, как бы этим деньгам не заблудиться в трех соснах. Трех березах или трех рябинах — на выбор.
***
фото: Олег Чемезов: «Дайте денег — мы посадим лучше»;Председатель Гордумы Сергей Медведев знает больше, чем может сказать;Владимир Шевчик: «Есть над, чем задуматься».