Детство безнадзорное
18 октября 1911 года состоялось 17 заседание городской Думы.
Еще в конце августа — начале сентября 1911 года с предложением об открытии в городе Тюмени предупредительно-исправительного заведения для беспризорных детей и подростков в Думу обратился тобольский губернатор Д.Ф. фон Гагман. Гласные после обсуждения вопроса не сочли возможным взять на себя организацию подобного заведения в городе. Более того, была высказана мысль о нецелесообразности открытия таких заведений в каждом уездном городе. Было бы разумнее создать одно центральное исправительное заведение на всю губернию, а уездные городские управления могли бы его субсидировать определенными суммами, по мере возможности. Подобного рода предложения поступили из всех уездных городов, кроме Кургана.
Согласившись с предложением, поступившим от тюменских гласных, губернатор просил оказать финансовую помощь в организации исправительно-предупреди-тельного заведения в Тобольске.
Прежде чем принять решение о выделении некоторой суммы на организацию этого заведения, гласные поручили уездному исправнику подготовить сведения о численности малолетних преступников в городе и уезде. В подготовленной справке сообщалось, что в Тюмени и уезде было зарегистрировано 29 подростков, находившихся под надзором полиции или отданных по решению суда на попечение опекунов и родителей. Отлично понимая, что судьбой оступившихся подростков надо заниматься хотя бы потому, чтобы они не выросли в закоренелых преступников, просьбу губернатора необходимо было поддержать. Поскольку мысль о финансовой помощи была высказана, гласным осталось только определиться с суммой.
Дума постановила направлять на содержание исправительного заведения в городе Тобольске, с момента его открытия, ежегодно по 300 рублей. Необходимую сумму требовалось внести особым кредитом в городскую смету 1912 года.
Затем гласные ознакомились с прошением, поступившим от попечительного совета женской гимназии, об увеличении отпускаемого городом пособия на содержание этого учебного заведения на 2 000 рублей. Дополнительное ассигнование предполагалось распределить следующим образом: 600 рублей на оплату преподавателям за проверку тетрадей, 300 рублей на образовательные экскурсии, 400 рублей на устройство бани при гимназии, 100 рублей на добавочное жалование учительнице, прослужившей два пятилетия и 600 рублей на увеличение оклада классным надзирательницам.
Общая сумма содержания женской гимназии по смете составляла 33 300 рублей 20 копеек. В связи с тем, что указанные расходы не были вызваны крайней необходимостью, а финансовое положение города, как всегда, было крайне сложным, городская управа посчитала «крайне затруднительным удовлетворить ходатайство».
Согласившись с заключением управы, гласные решили вопрос об увеличении суммы пособия на содержание женской гимназии оставить открытым до рассмотрения городской сметы на 1912 год.
Затем гласные выбрали нового кандидата председателя сиротского суда вместо недавно умершего М.А. Вяткина. На очередное трехлетие (1911-1914 гг.) путем закрытого голосования был избран тюменский купец Н.А. Мясников. Решение гласных было отправлено на утверждение губернатору.
Следующий вопрос также касался выборов. Члены попечительного совета Александровского родильного дома просили городскую Думу избрать недостающего четвертого члена в названный совет и при этом желательным кандидатом указали П.И. Никольского. Следует отметить, что в совет входили очень достойные горожане. Возглавляла совет М.Т. Ядрышникова, жена купца Н.Ю. Ядрышникова, также в совет входили купец П.А. Андреев, бывший городской голова А.И. Текутьев и управляющий Тюменским отделением Сибирского банка В.И. Отрок-Говоруха. Учитывая пожелание просителей, единогласно членом попечительного совета был избран городской голова П.И. Никольский.
Казалось, еще совсем недавно гласные утвердили приходно-расходную смету на текущий 1911 год, а время уже требовало планировать расходы на грядущий 1912 год. Утверждение городской сметы без ее предварительной разработки в бюджетной комиссии было делом «весьма затруднительным», поэтому городская управа выступила с предложением об избрании комиссии для предварительного рассмотрения как сметы города, так и смет других подведомственных городских учреждений. В состав бюджетной комиссии предложено включить гласных Думы А.Ф. Аверкиева, А.А. Матусевича, Н.Л. Панкратьева, К.А. Плишкина, И.Е. Рыбина и Н.И. Ядрышникова.
На основании поступившего предложения Дума постановила считать вышеуказанных лиц избранными членами бюджетной комиссии на четырехлетие с 1911 по 1915 годы с тем, чтобы председатель комиссии был избран самими членами из своей среды.
Большая часть последующих вопросов касалась прошений городских обывателей, оказавшихся по разным причинам в трудном финансовом положении.
Служащий канцелярии городской Управы Д.М. Матвеев просил освободить его от занимаемой должности по болезни и выдать ему какое-либо пособие. В приложенной городской управой справке сообщалось, что Д.М. Матвеев прослужил на городской службе свыше 11 лет. Последние годы он работал писцом окладного стола по взиманию оценочного сбора и казенного налога с недвижимых имуществ и получал жалование в размере 25 рублей в месяц. К служебным обязанностям относился в высшей степени добросовестно и аккуратно. В материальном отношении Д.М. Матвеева можно было считать человеком обеспеченным, но тяжелая болезнь не позволяла ему больше находиться на службе.
Ознакомившись с поступившими из городской управы сведениями, учитывая хорошую аттестацию работника, Дума постановила выдать просителю единовременное пособие в размере 50 рублей, отнеся этот расход к остаткам городской сметы на 1911 год.
О назначении какого-либо денежного пособия в управу обратился бывший пожарный служитель А.П. Богомолов. В прошении он указывал, что за время многолетней службы в городской пожарной команде ему часто приходилось получать различные травмы, простужаться, следствием чего стало ослабленное здоровье. Уже четвертый месяц он находился на лечении в городской больнице, работать не мог, а его семья, состоявшая из жены и двоих детей, находилась в крайне бедственном положении.
Учитывая многолетнюю службу А.П. Богомолова, состояние его здоровья и бедственное положение семьи, городская Дума постановила назначить просителю пособие в размере 5 рублей в месяц с 1 сентября 1911 года по 1 января 1912 года. Расход было решено отнести к остаткам городской сметы на 1911 год.
Выдача пособия по болезни до 1 января 1912 года была продлена и бывшему пожарному служителю В.Ф. Шахматову.
Рассмотрев еще несколько ходатайств, гласные свою работу завершили.
Н.Л. Галян — главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области.