Скупой уже заплатил трижды
Я живу на проезде Заречном, из моих окон он виден почти весь. Еще недавно этот проезд был непроезжим.
Он был заставлен самодельными гаражами, между ними змеилась малоезжая колдобистая дорога. Потом гаражи убрали, проложили прямую улицу с тротуарами, и стал проезд похож на проспект. Однако проспекту полагается озеленение, а улица оказалась голенькая — ни куста, ни дерева.
Однажды появились люди с саженцами рябины и посадили их вдоль Заречного с обеих сторон. Перезимовали саженцы хорошо, но весна и начало лета были жаркими. Почва на Заречном воду не держит, так как это и не почва вовсе, а бесплодный песок, миллионы лет, назад промытый первобытным океаном и уложенный на океанское дно. Позже дно стало сушей. Не всякое дерево, не всякая трава может расти на таком субстрате, а только такие, корневая система которых выделяет сильные органические кислоты, растворяющие недоступные и труднодоступные другим растениям питательные вещества в этих песках.
Корневая система ивняка, например, обладает сильной растворяющей способностью, потому ивняк и растет на всей песчаной пойме, а рябина так не может. Но ее посадили в песок, питательного грунта не добавили, в жару не полили. И засохли рябиновые аллеи. Сколько труда и денег пропало! Отсчитали их только на посадку деревьев, а на полив и удобрения — поскупились. Так кто-то скупой впустую заплатил первый раз.
На следующий год опять появились люди с саженцами, но уже не рябины, а декоративного кустарника — спиреи. Красиво цветет спирея, и могла бы украсить Заречный. Однако опять беда пришла. Во-первых, выкопали кусты спиреи где-то в густой траве и все вместе посадили. Траве зареченский песок пришелся по душе, и она выросла вдвое выше спиреи, заглушила ее. А и с поливкой тут дело не удалось, кто-то сэкономил на ней, решил, что спирея и без питья выживет. Не выжила… Так скупой впустую заплатил второй раз…
В нынешнем, 2011-м году, в конце августа опять появились сажальщики, уже вооруженные до зубов. Кроме саженцев — взрослых деревьев опять той же рябины, но уже с неплохим комом родной земли — привезли огромные мешки с почвой, каким-то серым подзолом. Посадили, полили, сделали земляные кольца вокруг посадки, чтобы поливная вода не растекалась. Все так красиво, правильно, все по науке, хоть кино учебное снимай для начинающих. Только корней и земли под деревьями мало, а рябиновые кусты густые, до десятка стеблей в них. На стеблях уйма еще зеленых листьев, и все они активно воду испаряли. Поскольку всем им воды не хватило, часть листьев через неделю засохла полностью или наполовину. Как перезимуют посадки, трудно сказать.
Так в третий раз городской скупердяй раскошелился на озеленение. Дай бог, чтобы от власти скупердяя отрешили, может, новый озеленительный начальник выделит в бюджете денежки на уход за посадками — уже в 2012-м году.
Я полвека живу в Тюмени и дважды в год — весной и осенью — вижу веселую возню с посадкой деревьев. Это действительно весело: посадить новое дерево и надеяться, что оно приживется и украсит собой уголок города. Но как мало из посаженного прижилось по разным причинам! Если бы, думаю, прижилась хотя бы половина, Тюмень была бы самым зеленым городом в Евразии и утерла бы нос какому-то Таллинну, который, по данным СМИ, недавно признан самым зеленым в Европе.
Не бывал там, судить не могу. Может, и самый.
***
фото: