Страна жестов, прикосновений и улыбок
В школе N 77 никогда не бывает тихо на переменах. Здесь учатся дети с нарушением слуха, однако так же, как здоровые школьники, они бегают по коридорам, кричат и смеются. Пусть и не так громко.
Учителя стараются как можно больше разговаривать с детьми, чтобы подготовить их к взрослой жизни. Однако основным языком для них остается язык жестов. Ребята, кажется, бессмысленно перебирают пальцами в воздухе. Так быстро и ритмично, что у меня начинает рябить в глазах.
На лестнице стоит мальчик и держит за руку своего друга. Что-то ему объясняет, может быть, домашнее задание или тему урока.
Мне становится так неловко, будто я оказалась в чужой стране и не знаю языка. И словарь с собой не захватила… А ребята мне широко улыбаются и смотрят в глаза. Они считывают информацию с лица и губ. Подходят ближе и берут за руку.
Вот такая необычная страна взаимопонимания, прикосновений, улыбок.
БЕГИ, НЕ ОГЛЯДЫВАЙСЯ!
В маленьком спортивном зале резвятся мальчишки. Бьют баскетбольным мячом о деревянный пол, бегают друг за другом.
Можно пошалить, пока учитель физкультуры Марина Казакова занята беседой с журналистами. Когда мы проходим мимо, мальчик в спортивной форме прислоняет ко рту ладони и глухо кричит.
— Что это значит? — интересуюсь я.
— Это значит: «Берегись, Марина Геннадьевна идет», — смеется учительница.
Она работает в школе четырнадцать лет. И как люди умеют понимать друг друга с полуслова, Марина Геннадьевна научилась понимать ребят с полужеста. Чтобы общаться с детьми, учительница выучила классический язык жестов, недавно повышала квалификацию в Санкт-Петербурге.
Однако у ребят выработался сленг, по которому можно составлять словарь жаргонных жестов. Они даже иногда спорят с учителями, как правильно обозначается слово.
— Вот недавно выясняли, как сказать «паспорт», — говорит Марина Геннадьевна.
Учительницу окружили ее воспитанники и тут же вступили в обсуждение. Они скрестили решеткой указательные и средние пальцы обеих рук. Марина Геннадьевна улыбается и открывает нам секрет: школьники сами выдумали этот жест. Слово «паспорт» обозначается иначе. Учительница прислонила кулак ко рту, а после постучала им по ладони.
— Это старый жест, — тихо сказал Илья Наймушин и улыбнулся.
Марина Геннадьевна смеется. Спорить нет смысла: в каждом языке есть свои жаргонные слова, от них никуда не деться.
А эти ребята знакомы еще с одним языком -спортивным. Он, кстати, тоже требует перевода.
Марина Геннадьевна тренирует мальчиков и девочек до пятого класса. Ее задача — увидеть способности в ребенке, поддержать его и направить в нужное русло. Учительница говорит, что это не так уж и сложно. Талантливый спортсмен сам о себе заявит: первым прибежит к финишу, сам попросит мяч, на переменах будет бегать и скакать. Потом Марина Геннадьевна посоветует ему заниматься профессиональным спортом, подскажет, в какую секцию записаться, с каким тренером пообщаться.
Марина Геннадьевна воспитала не одно поколение спортсменов, вся стена в холле увешана дипломами и грамотами за призовые места в соревнованиях. А этой осенью пять ее воспитанников ездили в Москву на летнюю спартакиаду детей с ограниченными возможностями. Их имена в школе известны всем. А теперь Владимира Веселли, Илью Аржиловского, Анжелу Скурихину, Милену Гаджиеву и Илью Наймушина знают во всей стране.
КОМАНДНОЕ НАСТРОЕНИЕ
Спортсмены — ребята дружные, несмотря на то, что соперничают. Они вместе тренируются, помогают учительнице и ученикам младших классов. Если мальчишки в спортзале совсем распоясались, старшеклассники сразу их успокоят. Дети их слушаются, потому что они в школе — пример для подражания!
Одиннадцатиклассник Владимир Весели уже стал мастером спорта и вошел в сборную команду России, привез с летней спартакиады четыре золотые медали. Хотя таких результатов от себя не ожидал. Он скромно улыбается и протягивает мне блестящие медали на ленточках. Пока они хранятся в школе, но скоро мальчик заберет их домой.
— Вова сразу заявил себя как талантливый спортсмен. Правда, сначала не знал, чем заняться. И футбол, и баскетбол ему были интересны, — рассказывает Марина Геннадьевна.
Тяжелее всего было тренировать Милену Гаджиеву, потому что девочка совсем не слышит и не разговаривает. На уроках физкультуры она всегда вырывалась вперед, потом оглядывалась и ждала ребят. Почему-то чувствовала себя неловко, когда побеждала в эстафетах.
Марина Геннадьевна объясняла ей, что останавливаться нельзя, что бежать надо, не оглядываясь.
Милена широко улыбается и открывает толстую папку, где хранятся ее дипломы и грамоты за победу в первенствах и чемпионатах России. Когда Марина Геннадьевна рассказывает о ней, все внимательно смотрят на нее, читают по губам, что говорит учительница.
Вдруг в кабинет забегает маленький мальчик и разводит руками. Он спрашивает учительницу, чем заняться, пока она занята.
— Не надо шуметь, а то я буду ругаться, — Марина Геннадьевна грозит мальчику пальцем. — Вот из таких шустрых малышей потом вырастают спортсмены.
Илья Наймушин берет мальчика за руку и уводит в спортивный зал. Он без слов и жестов понимает, что учительнице надо помочь. Илья ездил в Москву на соревнования по настольному теннису, занял пятое место. В легкой атлетике он не так силен, как его друзья. Зато крепко держит в руке ракетку и следит за маленьким мячиком.
Ребята еще не решили, в какой вуз будут поступать. Скорее всего, большинство из них сделает выбор в пользу профессионального спорта. Марина Геннадьевна рассказала, что такие примеры в истории школы есть. Некоторые ребята даже работали в командах со здоровыми спортсменами.
— Обещают после вуза вернутся обратно, меня заменить. Приятно, конечно, — говорит на прощание Марина Геннадьевна и уходит на урок к подрастающим спортсменам.
А мы выходим на улицу, возвращаемся в нашу привычную страну шума машин, криков и угрюмых прохожих.
***
фото: Неуловимый язык жестов;Марина Казакова;Милена Гаджиева, Илья Наймушин, Владимир Веселли и Анжела Скурихина