X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Пора бы жить в мире и согласии

Почти четыре года при управлении МВД по Тюменской области существует общественный совет. В его состав входят люди без погон, но имеющие право доступа в такие места, в которые обычному горожанину так просто не попасть…

Ну, куда, например, и к кому бежать в случае, если вашего родственника задержали сотрудники полиции и «закрыли» в изолятор временного содержания?.. Любой человек, не сталкивавшийся раньше с подобным, растеряется, запутается в названиях подразделений МВД, в полицейских званиях и должностях. И в конечном результате озлобится на представителей правопорядка — за то, что не идут на контакт, отправляют из одного кабинета в другой, а на все вопросы отвечают что-то вроде: «у нас нет полномочий давать вам информацию». И все это в то время, когда новый закон «О полиции» настаивает на том, что пора бы уже правоохранителям и рядовым гражданам жить в мире и согласии.

… В приемную Геннадия Куцева, председателя общественного совета при УМВД по Тюменской области, часто звонят эти самые рядовые граждане. И нередко жалуются ему, нет, не на жуликов, а на… сотрудников полиции.

— Опыт показывает, что большинство подобных конфликтных ситуаций возникает на почве взаимного недопонимания. Вот, например, недавний случай: обратилась женщина. Сказала, что мужа держат под арестом. Она, конечно, возмущена и просит меня разобраться, — рассказывает Геннадий Филиппович. — Звоню. Мне вполне резонно объясняют, что мужчина задержан хоть и не за опасное преступление, но до выяснения некоторых обстоятельств ему лучше побыть под присмотром. По крайней мере, он ничего больше не натворит и не скроется от следствия. В противном случае придется затратить в десятки раз больше усилий, чтобы потом искать его по всей стране. Волнение женщины, разумеется, понять можно, но и с сотрудниками полиции здесь поспорить трудно.

— Да, но они же могли объяснить все это и жене задержанного. Почему же добиться вразумительного ответа можно, только прибегнув к помощи влиятельных людей? С обычным же человеком, оказавшимся в непростом положении, разговаривать никто не станет.

— Нельзя сказать, что это типичная ситуация. Однако за последние годы в обществе действительно сложилось вполне определенное восприятие человека в полицейской форме. Недавние социологические опросы, проведенные в Тюменской области и в стране в целом, показывают, что многие граждане не доверяют сотрудникам правоохранительных органов. Но мы часто забываем о том, что полиция выполняет не только карательную функцию, но, и это должно быть на первом месте, функцию охранительную. Некоторые сотрудники полиции тоже об этом забывают. Вот, скажем, сейчас по улицам нашего города ездит много патрульных автомобилей. Полицейские следят за порядком, проверяют у всех документы. А я считаю, что сперва они должны интересоваться у горожан не наличием документов, а тем, не требуется ли им какая-нибудь помощь? Вот с чего нужно начинать разговор. Сотрудники правоохранительных органов должны позиционировать себя как защитники прав и интересов граждан. Тогда и появится доверие.

Геннадий Филиппович, скажите, а как общественный совет способствует возникновению и укреплению доверительных отношений между полицией и теми, кого она призвана защищать и оберегать?

— Это наша прямая обязанность и главная задача — быть посредниками между населением и полицией. Положение об общественном совете утверждено президентом страны. Необходимость его создания и существования как раз и вытекает из того, что главным критерием деятельности органов внутренних дел является доверие к ним граждан. Но не у всех граждан есть возможность объективно оценить работу полиции — в силу разных обстоятельств. Поэтому данную оценочную функцию берем на себя мы. Общественный совет — это, своего рода, инструмент гражданского общества, который расположен предельно близко к правоохранительной структуре, имеет возможность высказывать свое мнение — критическое в том числе; подсказывать; а на некоторые моменты даже указывать. Я бы назвал это ненавязчивым и постоянным контролем за областным управлением и его подразделениями.

А кто осуществляет этот контроль?

— В состав общественного совета входят очень уважаемые и авторитетные люди. Как правило, умеющие и имеющие что сказать. Их слово много что значит. Ну, вот представьте, если протоиерей Андрей вдруг скажет своим многочисленным прихожанам, что полиция у нас плохо работает.

Чтобы подобного не было, наверное, полиции просто нужно работать хорошо и самой рассказывать об этом людям…

— Да. Закон «О полиции» прописывает, что сотрудники МВД на всех уровнях — от начальника управления и до участкового, обязаны периодически отчитываться перед населением о своей работе. Раньше было по-другому — начальник управления мог ограничиться беседой с депутатами областной Думы. Такой была форма отчета. А тут нужно искать другие формы. Какие именно, пока что до конца не ясно. На данном этапе члены общественного совета помогают правоохранителям наладить контакт с гражданами. Одна из возможностей узнать отношение населения к полиции — социологический опрос. Легче всего проводить его на массовых мероприятиях. Скажем, во время выборов. Разложи там листовки с вопросом «Как вы оцениваете работу органов внутренних дел?», и граждане на этот вопрос ответят.

Некоторые отвечают и без листовок. На городских форумах активно муссируется мнение о том, что полиция не желает давать горожанам интересующую их информацию. Как пример: крупная июньская авария на перекрестке улиц Ленина и Орджоникидзе. Правоохранители до сих пор не назвали имя виновника. И общественность по этому поводу недоумевает: какие трудности с расследованием могут возникнуть — с места ДТП никто не скрывался, все участники аварии известны…. В том числе и блогерам. В связи с этим в адрес полиции высказываются нелестные отзывы, а некоторые озвучивают даже подозрения в покрывательстве.

— Молчание сотрудников внутренних органов не всегда связано с тем, что им нечего сказать. Чаще всего это происходит из-за катастрофической занятости. Несмотря на то, что за последние несколько месяцев преступность в нашей области снизилась на 8 процентов, ее уровень по-прежнему высок — следственный изолятор и изолятор временного содержания переполнены, в разработке у сотрудников МВД — сотни уголовных дел. Однако о самых резонансных говорить, конечно, необходимо. Расследование таких мы берем под личный контроль.

Можно попросить вас взять под личный контроль дело об этой аварии?

— Можно. К сожалению, эта авария — не единичный случай, которым приходится заниматься полиции, а яркий пример современной действительности. У наших граждан совершенно отсутствует общая культура. Мы разучились воспитывать детей, перестали уважать стариков, дорвались до хорошей жизни. За рулем дорогой большой иномарки все чаще можно встретить человека наглого и уверенного в своей безнаказанности, который не осознает, что, садясь за руль такой махины, он изначально представляет большую опасность. Ну, вот, например, если он идет по тротуару пешком и видит, что его обгоняет другой пешеход, он же не кинется наперегонки с ним, перекрывая дорогу и подрезая. А вот если будет за рулем, то обязательно это сделает. Вот почему у нас и не обходится ни одного дня без аварии.

Поэтому и нужно, наверное, особо злостных нарушителей наказывать показательно, гласно — чтобы неповадно было, чтобы было видно, что полиция работает в нужном направлении, а не только ездит по улицам и проверяет документы, у кого их можно было бы и не проверять.

— Кстати, скоро у тюменских журналистов и у всех горожан будет возможность посмотреть на работу правоохранительных органов изнутри. Сейчас мы как раз работаем над подготовкой акции «Открытый взгляд на безопасность». В этом году управление МВД будет проводить ее в третий раз. Главное наше требование к журналистам, которые захотят поработать вместе с сотрудниками полиции, а потом рассказать об этом своим читателям и зрителям, — это чтобы они заступили на службу на целые сутки и отработали смену «от» и «до». Вот только тогда и можно по-настоящему оказаться в шкуре полицейского.

А вы сами хотите попробовать подежурить?

— Да. На недавнем заседании совета меня уже спрашивали, в какой роли я бы хотел побывать. Я буду участковым.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта