Не выбрасывайте старых кукол!
Антонина Георгиевна Кузьмина хорошо помнит свою первую игрушку. Родители подарили ей ляльку из папье-маше. Кукла не сохранилась: материал недолговечный…
В ее детстве на прилавках магазинов не было такого изобилия плюшевых мишек и пластмассовых пупсов, как сейчас. Люди сами мастерили игрушки из ткани, бумаги и ваты.
— Я, наверное, не наигралась в детстве. Поэтому теперь у меня полный дом игрушек… — задумчиво говорит Антонина Георгиевна.
К ней на колени запрыгнула дымчатая старая кошка Люська, недовольно мяукнула и уткнулась головой в плечо.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДЕВОЧКИ ТОНИ
1949 год. В среднюю образовательную школу Сталинабада (сейчас Душанбе, столица Таджикистана — П.Г.) на имя Антонины Кузьминой пришло письмо из… прокуратуры. У девочки-активистки была хорошая характеристика, учителя ее любили. Письмо стало неожиданностью, директор собрал по этому случаю педсовет.
— Тоня, зайди в директорскую, — завуч вызвал школьницу с урока.
Директор вручил ей письмо и попросил зачитать, что в нем написано. На небольшом листе бумаги сообщалось, что Тоню разыскивает сестра, что ее родителей нет в живых. Тринадцатилетняя девочка аккуратно свернула листок и вернулась в класс. Вот так. Всего несколько строк изменили ее жизнь, отняли детство.
Дома ее ждали приемные родители Георгий Петрович и Прасковья Сергеевна. Когда они взяли Тоню в семью, решили не рассказывать девочке о ее судьбе. Воспитывали как родную дочь.
— Когда я рассказала им про письмо, они плакали. Думали, я уеду, — вспоминает Антонина Георгиевна.
Но она не уехала. Тоня написала сестре, что приемных родителей не бросит. Потому что они на нее надеются, она для них — опора в старости. До 90-х годов сестра продолжала присылать ей открытки по праздникам, короткие письма. Но Тоня не хотела впускать в свою жизнь прошлое. С сестрой она так ни разу и не увиделась.
Родных маму и папу Антонина не помнит, она потеряла их совсем маленькой. Тоня родилась в Ленинграде примерно 1 января 1936 года. Эту дату рождения в документах написали в детском доме, куда она попала после смерти родителей. Когда девочка узнала свою историю, решила не праздновать день рождения.
Тоню нашли замерзающей в подвале. Во время блокады вместе с остальными детдомовцами ее эвакуировали из города. Детей распределили по разным городам Советского Союза. Тоня попала в Сталинабад.
— Я боюсь льда. Не знаю, откуда этот страх. Наверное, из детства. Может быть, нас переправляли по Ладожскому озеру, — продолжает рассказ Антонина Георгиевна.
Она написала стихотворение об этой переправе. Картинки из детства и сны слились в одно полотно. Она записала их в толстую тетрадь, чтобы не забыть, чтобы знать: у нее было детство.
Мужчины в военной форме раздавали детям маленькие кусочки шоколада, чтобы ребята не плакали, не капризничали. Горький шоколад смешался со снегом, как будто со сладкими сливками.
Так начинается дорога Тони в детство.
КТО-КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?
Кошка Люська упорно лезет ко мне на колени. Мурлыкает и говорит что-то на своем кошачьем языке. Тут же возле ног Манька и Ванька чешут уши задними лапами.
— Они у меня хорошие. Вот только Манька — молодая и дерзкая! Подбросили. Ну, куда я ее?.. Маленькие игрушки я развешиваю в маленькой комнате на ковре. Прикалываю булавками за веревочки. А Манька поутру их лапками цап-царап — играет, — рассказывает Антонина Георгиевна.
Ее приятный голос нас очаровал. Она — превосходная рассказчица. Не удивительно, что дети, к которым Антонина Георгиевна приходит со спектаклями, так ее любят. Слушают, разинув рты.
Сейчас в игрушечной гвардии пенсионерки — шестьдесят персонажей! И у каждого есть имя и своя роль. Пусть и не главная — игрушки на свою хозяйку не обижаются. Ведь многие из них обрели в ее доме вторую жизнь. Их прежние хозяева перестали с ними играть. Антонина Георгиевна приютила сирот, зашила на скорую руку дыры, приклеила потерявшиеся глаза, дала имя, сочинила историю.
Познакомьтесь: кукла Нехочуха. У нее сломан левый глаз. Но выбрасывать ее нельзя, считает Антонина Георгиевна. У Нехочухи — талант! Такое имя дано кукле за ее трудный характер. Каждый раз на концерте кукла не хочет выходить на сцену. Нехочуху приходится уговаривать и за ручку тащить!
— Дети смеются и помогают мне, — рассказывает Антонина Георгиевна.
Она начинала собирать театральную труппу года три назад. Первым актером назначила Зайку. Он — опытный, умеет общаться с детьми. Зайка — первая игрушка ее дочери Лены, ему больше тридцати лет. За это время его шерстка скаталась, пластмассовые глаза потускнели. Зато Антонина Георгиевна обула его в новые ботинки.
— Зайка — не простой! Зайка -счастливый! Если его погладить, то сбудутся все-все желания!
Я глажу игрушку по голове и думаю, сколько заяц исполнил желаний. Фантазирую, о чем его просят. Его трогали разные люди: старушки из дома престарелых, инвалиды, детдомовцы. Все, кому Антонина Георгиевна показывает спектакли. «Пусть все они будут счастливы», — думаю я.
Антонина Георгиевна запела колыбельную и начала убаюкивать зайку. У ее ног ходит кошка Люська и подпевает. А я улыбаюсь.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СВОИХ КУКОЛ
Антонина Георгиевна любила Таджикистан. Там она воспитала своих детей Сергея и Елену. Жили в маленьком домике, дружили с соседями.
Русских в Душанбе было много. Но после распада СССР все разъехались, кто куда. Начались конфликты и перебранки на рынках, в автобусах. Все перевернулось вверх дном. Люди переполошились, боялись завтрашнего дня.
Алена уехала жить в Германию. Сергей окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации и по распределению стал работать в Тюмени.
В 1993 году Антонина Георгиевна решила уехать к сыну. Она быстро нашла друзей, зарегистрировалась в Калининском обществе инвалидов. Каждую среду в ее игрушечное царство приходят подруги: они пьют чай, поют песни. А игрушки внимательно слушают.
— Вы верите, что они оживают по ночам? — интересуюсь я.
— А как же! Неспроста же они иногда теряются! — смеется хозяйка.
Кстати, недавно от нее убежал. Колобок. Антонина Георгиевна смастерила его из головы неваляшки. Приклеила ботинки и руки из ткани. А он куда-то ускакал. Прямо как в сказке: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…»
— Нехорошо это — выбрасывать кукол. Надо придумывать им имена, истории. Тогда ребенок не будет их ломать, будет верить, что у куклы тоже есть душа, — сказала нам на прощание Антонина Георгиевна.
***
фото: Антонина Кузьмина и ее куклы.;Антонина Кузьмина и ее куклы.;Антонина Кузьмина и ее куклы.