Дорога ложка к обеду…
6 октября 1911 года состоялось очередное, 16-е заседание городской Думы.
До начала работы городской голова П.И. Никольский сообщил о кончине одного из старейших тюменских коммерсантов — кандидата в председатели местного Сиротского суда, гласного городской Думы М.А. Вяткина, и предложил почтить память усопшего вставанием. От имени Думы гласные уполномочили П.И. Никольского возложить венок на гроб покойного. После соблюдения положенного ритуала народные избранники приступили к рассмотрению заявленных в повестке дня вопросов.
Прежде всего, ознакомились с докладом городской управы о состоянии дел на строительстве подъездных путей к железной дороге. Управа напомнила господам депутатам, что за счет разрешенного правительством попудного сбора с железнодорожных грузов, проходивших через станцию Тюмень, планировалось сооружение земляной насыпи с каменной трубой для пропуска воды на пути к железнодорожному вокзалу, капитальный ремонт Затюменского моста, замощение подъездных путей к пристаням и спускам у Затюменского и Заречного мостов, а также устройство каменных мостовых по Царской (ныне Республики) и Ишимской (ныне Орджоникидзе) улицам и Трусовскому (ныне улица Перекопская) проулку.
Сбор был установлен сроком на 10 лет и подлежал прекращению до истечения указанного времени при достижении суммы в 130 тысяч рублей, необходимых для производства вышеуказанных строительных работ. Поскольку уведомление о правительственном разрешении вопроса было получено только в июле 1911 года, взимание попудного сбора еще не проводилось. По имеющимся в управе сведениям, после улаживания некоторых формальностей сборы должны были поступать в городскую кассу уже в конце 1911 года, но небольшими частями, не свыше 13-15 тысяч рублей в год, и, соответственно, строительство того или иного объекта начиналось бы только после накопления необходимой суммы.
Между тем, некоторые из этих дорожных сооружений требовали безотлагательных действий. Например, деревянные слани спусков к Затюменскому и Заречному мостам пришли в ветхость. Ждать накопления средств на их капремонт пришлось бы несколько лет, а пользоваться ими было уже небезопасно. Частичный ремонт все равно пришлось бы производить, а это могло стать непроизводительной тратой денег из городского бюджета. В таком же положении находился и вокзальный мост, который предполагалось заменить земляной насыпью, но до накопления необходимой для этого суммы пришлось бы вести постоянные ремонты за счет городских средств.
Управа предлагала кардинально пересмотреть решение вопроса. Все названные дорожные сооружения было бы выгоднее построить, в интересах города, в короткие сроки и, по возможности, одновременно. Осуществить это можно за счет займа из ассигнованного на Тобольскую губернию капитала на ведение общественных работ в помощь населению, пострадавшему от неурожая в 1911 году. Большинство дорожных сооружений не требовало труда квалифицированных специалистов и могло бы быть возведено простыми крестьянами. Кроме того, неквалифицированные рабочие требовались для заготовки песка, разбивки камня, а имевшие лошадей крестьяне из пострадавших от неурожая местностей могли бы использоваться на возке песка, камня, земли.
По мнению членов управы, возник тот редкий случай, когда есть возможность использовать выделенные государством деньги строго по назначению, на все сто процентов.
Проводимые за счет займа работы могли бы дать заработок сельскому населению районов, пострадавших от неурожая, и помогли бы пережить голодный год. Стоимость предполагаемых работ по составленной смете выражалась в сумме 50 тысяч рублей. Эти деньги члены управы предлагали просить у губернатора в качестве беспроцентной ссуды и обещали погасить ее равными частями в течение пяти лет из средств железнодорожного сбора, поступивших в городскую кассу. Часть работы можно было выполнять уже зимой (возка песка, битье камня), земляные же работы предстояло начать весной.
Принимая во внимание продуманное во всех деталях предложение управы, Дума приняла решение о его полной поддержке.
Затем гласные рассмотрели несколько ходатайств, поступивших в управу. К примеру, обращение городского санитарного врача Н.Н. Русских, просившего об установке телефона в его квартире, необходимого для связи с больницей в случае экстренных вызовов. В качестве справки управа сообщала, что постановлением Думы от 20 апреля 1911 года была учреждена постоянная должность городского санитарного врача с годовым окладом жалования в размере 1 200 рублей. Поскольку на Н.Н. Русских возлагались дополнительные обязанности по заведыванию санитарным состоянием Тюмени, а также Заречным амбулаторным покоем, по оказанию врачебной помощи питомцам и служащим Владимирского сиропитательного заведения и врача-консультанта городской больницы, дополнительно к окладу ему выделялось 300 рублей в год так называемых разъездных денег. Содержание телефона в квартире врача обошлось бы Управе в 60 рублей в год, но расход этот был вполне оправдан, так как городской больнице в сложных случаях требовалась немедленная консультация специалиста.
Согласившись с заключением управы, Дума постановила принять расход в сумме 60 рублей на счет города и покрыть его из остатков сметы на 1911 год.
Заканчивая работу очередного заседания, гласные ознакомились с отчетом ревизионной комиссии о работе Тюменского общественного банка за 1910 год, поблагодарили членов комиссии за проделанную работу и разрешили правлению выдать единовременное пособие служащим из средств банка.
Н.Л. Галян — главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области.