X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Любовь к четырем соткам не исчезнет никогда

13 октября Тюменскому союзу садоводов исполняется 30 лет. В преддверии даты мы встретились с председателем союза Александром Казаковым, чтобы поговорить на темы не праздничные — о проблемах и нуждах современных дачников. Их у нас ни много ни мало — 110 тысяч человек в 320 садовых обществах вокруг города.

— Александр Васильевич, какую из проблем вы обозначили бы как главную?

— Это энергоснабжение садовых обществ. Энергосбытовая компания заключает договор на поставку электричества только до трансформатора. Далее действует правление самого товарищества: занимается распределением и подключением участков, взимает плату… Некоторые председатели используют это как рычаг воздействия на тех, кто не платит взносы, и отключают электричество. Люди идут жаловаться, и суды признают их правыми, потому что, по закону, правления вообще не могут заниматься обслуживанием сетей. У них нет для этого ни специалистов, ни лицензии. Дачники радуются, что добиваются своего, но проблема-то остается!

Создана рабочая группа с участием заместителя председателя областной Думы Виктора Рейна. Я в ней тоже участвую. Мы пытаемся добиться, чтобы электросети в дачных обществах были взяты на баланс городскими энергетиками. Им этого, конечно, не хочется, потому что сети — изношены, в аварийном состоянии. Но другого решения проблемы мы не видим. В некоторых обществах уже прошла инвентаризация сетей. Потом их надо будет признать бесхозными, а потом — передать на баланс городу. Но пока дело идет медленно.

— А как продвигается приватизация дачных участков?

— Не могу сейчас назвать точных цифр, но, по моим подсчетам, приватизировано около половины участков. Процесс еще далек от завершения. В некоторых обществах из-за этого возникают кризисные явления. Несколько лет назад было такое, что дачники бросали свои участки — затопленные, в болотистых местах, а когда земля приобрела огромную ценность, стали на них возвращаться. Председатели же уже перераспределили пустующие участки, и сейчас люди судятся.

Кроме того, случается, что руководители обществ, злоупотребляя своим положением, требуют деньги за оформление документов на приватизацию или грозят передать участок кому-нибудь другому. Люди, которые не сильны в юридических вопросах, запутываются и перестают всем верить… Считаю, что ситуацию должны взять под контроль окружные управы, назначив временное административное управление. Изучив обстановку, можно путем голосования выбрать правление, председателя и ревизионную комиссию, и потом контролировать их.

— Из года в год дачные поселки продолжают гореть. Насколько хорошо они оборудованы в плане пожарной безопасности? Что-то меняется в лучшую сторону?

— Это по-прежнему большая проблема. Все требования, которые предъявляются к дачным кооперативам (водоем, помпа, пожарный щит), в основном направлены на тушение пожара. А я думаю, надо сосредоточиться на профилактике. Очаги возгорания в садовых обществах очень редки. Откуда приходят пожары? С полей. Поэтому надо опахивать — делать большие, широкие полосы, как положено. Под присмотром пожарных машин проводить контролируемые отжиги.

Пожарные водоемы до первого мая стоят подо льдом, поэтому от них мало проку, ведь пик возгораний на дачах приходится на середину апреля. Я предлагал: надо поставить в каждом обществе гидранты (на зиму дачники утепляли бы их опилом). И водоразборные колонки тоже. Они, ко всему прочему, помогли бы решить еще одну проблему — отсутствие качественной питьевой воды на дачах.

— До всех ли обществ под Тюменью можно быстро и удобно добраться?

— Да, почти ко всем проложены дороги с твердым покрытием, ходят автобусы. Хотя есть единичные случаи, когда людям приходится по три километра идти пешком. Это, например, «Лесник» в районе станции Подъем. Есть два направления, куда ходят электрички — московское и омское. На станциях нет нормальных платформ. В некоторых местах людям приходится выходить чуть ли не на насыпь. Представьте, каково бабушкам, дедушкам? В одной руке — дачный груз, в другой — внучата… Но, думаю, со временем решим и эту проблему.

— Со времен образования Тюменского союза садоводов их число увеличилось в два раза. Почему людей тянет к земле?

— В первую очередь, стремление к продовольственной независимости. Сейчас на дачах выращивают все — овощи, фрукты, ягоды, цветы. Излишки продают. Хотя сейчас, к сожалению, нет пунктов сбыта, как раньше. Если логистический центр в Горьковке станет сотрудничать с садоводами, для них это, конечно, будет хорошим подспорьем.

Но тип дачника, согнувшегося в три погибели над грядками, уходит в прошлое. Сейчас много молодежи покупает участки для иной цели. Для отдыха! Построили домик, повесили гамак, поставили мангал…

— Некоторые строят не домики, а целые коттеджи. Как вы к этому относитесь? Не приведет ли это к исчезновению дачной традиции?

— То, что люди строят на дачах капитальные дома — это решение жилищной проблемы. Не всем под силу купить жилье в городе. Думаю, это нормальный процесс. Хотя, его, конечно, тоже надо контролировать. Должны быть нормы, регламентирующие строительство домов в дачном поселке, согласование с архитекторами. А что касается исчезновения традиции… Нет, этого не будет. Молодежь, которой сейчас хочется только отдыхать, повзрослеет, обзаведется семьями… Мы всегда будем хотеть есть — значит, и работать на даче будем всегда.

***
фото: Александр Казаков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта