Дом, который построил завод
Завод «Сибмаш» в середине сентября отпраздновал свое совершеннолетие. В состав машиностроительного комплекса области он входит с 1993 года.
Вся информация о прошлом и настоящем предприятия хранится в папках в отделе маркетинга. Есть здесь среди множества цветных коробок одна черная неприметная, с очень говорящим названием «Конкуренты». К своим коллегам по машиностроительному комплексу здесь относятся с повышенным вниманием. Ведь стратегическая мудрость гласит: «Нельзя недооценивать своих противников». Не только для того, чтобы не проигрывать. Изучая сильные стороны конкурентов, можно самому стать сильнее.
Преимущества своей продукции на «Сибмаше» знают хорошо. Знают по общению с постоянными потребителями (строительными, дорожными, сервисными и нефтегазодобывающими компаниями). Мобильные комплексы «Полярис», которые выпускаются на заводе в двенадцати различных модификациях, являются своеобразной визитной карточкой. Бытовки, блокбоксы и дома-вагончики есть и у ближайших соседей-машиностроителей на екатеринбургском «Техмаше» или заводоуковском «Кедре». Но для них эта продукция — попутная, в числе прочих, а на «Сибмаше» на мобильных зданиях специализируются давно. И считают, что у специализации со стажем есть несомненные плюсы.
Сравнивать первые шаги предприятия и ту продукцию, которую оно выпускает сейчас, не берутся даже те, кто трудится тут практически с первого дня. Это, говорят, как небо и земля. Иногда, даже стыдно за те вагончики, что делали раньше. Ведь в начале 90-х годов за образец брались бытовки еще советского производства. В те времена о комфорте не очень-то заботились («хрущевки» — тому пример). Считалось, главное — разместить людей, дать им крышу над головой. А уж об удобствах «временно проживающих» и вовсе не шла речь. Не дует, не капает, не дает замерзнуть — вот и хорошо.
Сегодня требования к минимальному уровню комфорта и соблюдению элементарных жилищных условий резко повысились. Н е только в городах, но и в труднодоступных местах. Даже там, где раньше не ступала нога человека, вахтовикам хочется жить, как дома. Если не со всеми удобствами, то, по крайней мере, с «джентльменским» их набором.
Сегодня при производстве мобильных домов нет мелочей — от размера металлического каркаса и до окончательной комплектации. При сварке остова вагончиков учитываются не только все требования прочности и износоустойчивости конструкции, но и правила безопасности… дорожного движения. Транспортировать прежние негабаритные домики шириной 2,8 метра приходилось с массой ограничений. Теперь современные теплоизоляционные материалы позволяют сэкономить на толщине стен, выигрывая дополнительное пространство для внутренних помещений и вписываясь в разрешенные габариты.
То, что сегодня называется мобильными зданиями, к печально известным северным балкам не имеет никакого отношения. «Полярис», например, оборудуется внутри котлами на твердом топливе: хочешь — грейся, хочешь — готовь еду. В бытовой комплект, помимо кроватей, входят также телевизор, микроволновка, холодильник. Все, как дома. Да и внешнее убранство помещений побогаче. Его могут оформить как в стандартном варианте, так и на индивидуальный вкус, который порой бывает очень прихотливым. Был, например, случай, когда заказчик захотел обить стены вагончика… медвежьими шкурами. Не столько для тепла, сколько для шика. Может, к обычным обоям человек не привык, не хотел ущемлять себя даже в тайге!
В зависимости от фантазий и требований заказчика может меняться не только внешний вид, но и вес вагончика — от шести до семи с половиной тонн. В этом случае предусматриваются разные варианты транспортировки и подъема мобильного здания. В дополнение к нижним креплениям для передвижения по земле могут предусмотреть и верхнее — для доставки по воздуху.
Рабочий коллектив небольшой — около ста человек, но подобран так, что каждый специалист может совмещать несколько профессий. Вячеслав Рукавишников, например, называет себя и коллег из своей бригады «плотниками широкого профиля». Всю начинку «Поляриса» они собирают втроем. Осилят, если потребуется, работу и столяров, и слесарей, и электриков. Столько уж вагончиков прошло через их руки! В месяц порой до ста доходит. Когда шел большой заказ, приходилось и ночевать на предприятии, чтобы успеть к сроку. Жить в своих вагончиках Рукавишникову не приходилось, но спать — да.
В последнее время на завод приходит все больше молодых людей. Кто-то — сразу после училища, а кто-то — помыкавшись год-другой в поисках работы. Заместитель директора «Сибмаша» по производству Александр Шушарин считает, что молодежь приходит способная, трудиться она может.
— Не каждый работодатель сегодня способен идти на риск и брать под крыло людей без опыта, — говорит Александр Валерьевич. — Но такой риск оправдан. Кто хочет чему-нибудь научиться — всегда научится. Лентяи, конечно, встречаются, но бездарности — нет. Каждый человек хорош по-своему. Один понимает быстро, но делает долго. Другой понимает долго, но делает споро… Из первых получаются хорошие руководители, из вторых — исполнители. И те, и другие нужны. На нашем заводе ценится не только личное мастерство, но и взаимозаменяемость!
***
фото: Готовые дома на колесах;Плотник Вячеслав Рукавишников;Электрик Михаил Баргачев;Сварщики Иван Сулименко, Роман Лакатош и Александр Белозеров;Плотник Камиль Домашов.