Закон на дне стакана
«Мой друг — алкоголь точно знает, чем дышит Есенин…» — дрожащим голосом поет известный среди молодежи музыкант Александр Васильев.
А мы точно знаем, что пьянство рано или поздно приводит к трагедии. Причем страдают от огненной воды не только сами зависимые, но их семьи и дети. и даже совершенно посторонние, случайные люди. Медики знают, сколько человек в этом году уже умерло, отравившись алкоголем (в стране — более 23 тысяч человек), но никто не ведет отдельной статистики «пьяных» автокатастроф, ограблений и убийств. Врачи не могут сказать наверняка, сколько новорожденных малышей имеют серьезные проблемы со здоровьем из-за того, что мама или папа были неумеренны в своей любви к крепким напиткам.
Правительство России еще в конце 2009 года создало Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма, рассчитанную до двадцатых годов нашего века. На практике же претворять ее в жизнь взялись только 17 субъектов, да и среди них заметных результатов добились лишь восемь (кстати, Тюменская область — в числе преуспевших). Стремясь придать Концепции новые силы, руководство страны издало федеральный закон N 218 — обновленную версию устаревшего закона «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции», последняя редакция которого была в 1995 году.
На этой неделе начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев провел пресс-конференцию и подробно рассказал о том, как будет работать новый закон.
Правила N 218-ФЗ устанавливает значительно более жесткие, чем были прежде. В частности, теперь полностью запрещено продавать алкоголь на автозаправках и автобусных остановках, а также возле больниц, детских садов, школ, институтов, спорткомплексов и стадионов. Не могут больше торговать выпивкой и так называемые нестационарные объекты — ларьки, лотки и им подобные точки. В магазинах продажа разрешена, но ограничена по времени — с одиннадцати ночи до восьми утра заветные бутылки в руки покупателей попадать не должны.
Впервые в законе прописаны не только места, в которых алкоголь нельзя продавать, но и места, в которых его нельзя пить. Это все тот же набор социальных объектов (больницы, детские сады, школы, институты, спорткомплексы, стадионы.), а также автозаправки, все виды общественного транспорта, оптовые и розничные рынки, военные учреждения и учреждения культуры (театральные буфеты — не в счет), зоны отдыха (парки, скверы водохранилища, пляжи.). Кроме того, бабушки на лавочках возле подъездов теперь будут хранителями не только морального, но и юридического закона — N 218-ФЗ запрещает употреблять спиртное во дворах домов и на детских площадках, в подъездах, на лестницах и пролетах между ними, в лифтах.
— Контролировать распитие спиртных напитков на улице достаточно сложно, и решить этот вопрос в одиночку полицейские, конечно, не смогут. Тут необходима совместная работа граждан и охранников правопорядка. Вот как было раньше: не только милиционер, но любой взрослый человек мог, проходя мимо, взять за ухо и отчитать подростка, делающего что-то не то. Важно, как каждый из нас относится к окружающему миру, — высказал свое отношение к проблеме Андрей Вадимович.
За продажу алкоголя несовершеннолетним теперь в России существует и административная, и уголовная ответственность — это уже заслуга N 253-ФЗ, вступившего в силу с августа. Причем наказывать будут как лицо юридическое и должностное (руководителя), так и лицо, не постеснявшееся продать подростку бутылку или банку горячительного. Возможная ответственность должна побудить стоящего за прилавком человека воспользоваться своим правом — спросить документы у молодо выглядящего покупателя. Владельцы же торговых точек могут пострадать как материально — на сумму до 80000 рублей, так и физически — до года исправительных работ.
— Бывает, что на регулярно приходящих покупать алкоголь несовершеннолетних предприниматель зарабатывает больше, чем теряет на штрафах. В Ялуторовске есть магазин, весь увешанный похоронными венками, принесенными родителями отравившихся детей. Однако владелица продолжает продавать свой товар и платить штрафы, когда ее ловят. Но для тех, у кого есть два-три магазина, риск слишком велик. При повторных нарушениях мы имеем право приостановить или аннулировать лицензию, а это — полная потеря возможности торговать, — раскрывает законодательный момент Андрей Пантелеев.
Рамки N 218-ФЗ установил достаточно жесткие, и действие его мы уже сегодня ощущаем на улицах Тюмени. Вот только многих тревожит вопрос: «Почему водку в ларьках больше не продают, а пиво — запросто»? Оно что, не алкогольное совсем?
— Все нормы, прописанные в законе, будут касаться и пива, но несколько позже: в июле 2012 года торговать этим напитком с 23.00 до 8.00 будет уже нельзя. А начиная с 1 января 2013 года, в ларьках и киосках банок с пивом не станет вообще. Почему такая задержка? Дело в том, что для большинства мелких розничных торговцев новый закон — очень сильный удар по бизнесу. Алкоголь составляет 30% их товарооборота, и ограничение продажи крепких напитков уже нанесло ущерб состоянию дел. С запретом же на торговлю пивом многие небольшие магазины просто закроются. Государство старается дать коммерсантам возможность успеть перепрофилироваться. Есть и другая сторона вопроса. Вот, представьте: в небольшой деревеньке закрылся единственный магазин, потому что его рентабельность достигалась за счет торговли алкоголем. Хорошо? Хорошо… но ведь там же продавали и необходимые вещи — зубную пасту, мыло, хлеб. а теперь за всем этим жителям придется ходить за несколько километров. Горожанам в этом отношении проще -недалеко от дома обязательно есть крупные супермаркеты, в которых можно приобрести все необходимое, — говорит Андрей Пантелеев.
Конечно, малых предпринимателей в нашей стране стараются поддерживать, но и делать это следует разумно. Если человек зарабатывает себе на жизнь тем, что травит тринадцатилетних подростков алкоголем. В общем, государству приходится выбирать: оберегать малый бизнес или здоровье нации. Несмотря на отсрочку, выбор, кажется, очевиден.