X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Монолог одного скромного художника

Молодой человек, который сидит за компьютером в читальном зале научной библиотеки Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий, трет утомленные глаза рукой. Мелькающий экран бьет ярким светом в лицо.

А над его головой скромно висят картины. Юноша не обращает на них внимания. Проскользнув спешным взглядом по незамысловатым картинкам, молодой человек продолжает работать за вычислительной машиной.

Я тоже сажусь за стол в ожидании Натальи Косполовой, автора картин. Не включаю компьютер: за день глаза устают от надоедливых монитора, клавиш, букв… Мои глаза отдыхают: я внимательно разглядываю экспонаты новой выставки «Монолог», которую подготовили сотрудники библиотеки.

Вдруг почувствовала на себе чей-то тяжелый взгляд. На меня смотрит мужчина с портрета. На его лице застыла мрачная улыбка. Но наш бессловесный диалог с портретом обрывает голос Людмилы Кайгородовой, заведующей отделом научной библиотеки:

— К сожалению, автора еще нет на месте. Выставка открывается в половине второго. Она скоро должна подойти.

Я моргаю и отрываюсь от портрета. Мы знакомимся с Людмилой Владимировной, которая и организовала небольшую камерную выставку тюменского реставратора и художника Натальи Косполовой. Однажды она пришла в гости к художнику и увидела несколько работ. Предложила Наталье показать людям свои картины, выйти, наконец-то, из мастерской и пролить свет на свое искусство.

Стены библиотеки приютили два десятка работ Натальи. В читальном зале нет профессионального света, который так ценят художники на выставках, нет просторного зала. Чтобы приблизиться к полотнам, приходится пробираться через стулья и столы аудитории. Но это не портит выставку, делает ее какой-то домашней, непринужденной и немного скромной. Весь этот хаос и стихийность экспозиции характеризует ее автора.

Невысокая женщина, замотанная красным вязаным шарфом, забегает в аудиторию. В ее руках еще два графических полотна, похожих на черновики.

— Здравствуйте, извините, пожалуйста! Спасибо вам, что пришли, — приветствует нас Наталья и поправляет темные, слегка растрепанные волосы. — Принесла сюда все, что не раздарила!

И я удивляюсь: неужели не жалко отрывать от сердца любимые картины? Наталья, опустив глаза в пол, говорит мне, что художники создают свои полотна как раз для этого. Чтобы расстаться навсегда. А вместе с каждой картиной художник расстается и с ее историей.

Анна Флим

Вот эта небольшая миниатюра, одна из самых дорогих и любимых работ, принесла в аудиторию кусочек моря, солнца и одиночества. На пленэре в Лазаревском Наталья написала много зарисовок морской стихии. Но эта миниатюра — последняя, нарисованная впопыхах перед отъездом. Когда художники уже собрали мольберты и па литры, Наталья заметила одинокую женщину, сидящую под зонтом. Тут же схватилась за кисть и сумела передать на небольшом холсте силу морской стихии и слабость маленького человека.

— Эту работу назвали одной из самых лучших. Я была удивлена. — рассказывает Наталья.

На самом деле многие из экспонатов, представленных здесь, отмечены преподавателями Суздальского художественно-реставрационного училища, где училась Косполова. И эта скрипка, которую она писала при лунном и печном свете. И этот портрет сироты Елены, которая устало глядит на нас со стены.

Наталья недооценивает своего таланта и легкости руки.

— Ко мне пришли Людмила Владимировна и Сережа Шаповал. Посмотрели на мои работы и сказали: «Наташа, это же живопись, это искусство». Было так приятно. Я сразу же начала разбирать мастерскую, искать оставшиеся картины, — рассказывает Наталья.

Во все время нашей беседы я продолжаю чувствовать взгляд мужчины с портрета. Он как будто вступает в наш разговор, хочет что-то добавить, уточнить.

— Это мой отчим Владимир Гостев. Основатель вокальной студии в Тюмени, преподавал раньше в училище. К сожалению, его уже нет в живых… Удивительный человек, я даже занималась в его студии, пела.

Сейчас основная работа Натальи — реставрация икон и настенной живописи в храмах. Живопись не ушла на второй план, просто на несколько лет она «замолчала», перестала писать. Выставка «Монолог» стала для нее новым этапом, глотком свежего воздуха.

Даже самые скромные художники ждут, что их работы оценят, увидят. Картины будут ждать зрителей еще целый месяц.

***
фото: Наталья Косполова;В библиотеке, среди картин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта