Дошкольное преобразование
Планируется ликвидировать в 2012 году очередь в детских садах Тюмени. Родители должны бы это приветствовать, но многие считают, что цена достижения слишком велика.
… — Может, проведем занятия в спортзале?
— Да забудьте вы уже про спортзал! Считайте, что его нет!
С такого нечаянно услышанного крохотного диалога началось наше знакомство с детским садиком N 167. Он расположен в Заречном микрорайоне — той части города, которая не избалована обилием дошкольных учреждений. Заречный — типично спальный микрорайон. Плотность застройки намного выше, чем в офисной части города, а средний возраст жителей существенно ниже, чем в старых районах.
В Заречном всегда остро стоял вопрос нехватки мест в детсадах. По проектам советских времен их закладывалось немало. Но спад рождаемости в 90-х годах, и не только он, заставил строителей пересмотреть планы, отказаться от возведения социальных объектов в пользу коммерческих. Местные жители вспоминают, что один из детских садиков проектировали, например, на месте нынешнего рынка «Изобилие». Даже возвели фундамент, но на том и остановились. Детсад показался товаром невыгодным. Подобная же участь постигла и еще один, оставшийся «потенциальным, но несостоявшимся», на улице Газовиков. Нулевой цикл возвели, стройку заморозили, а когда возобновили, вместо ожидаемого появился жилой дом.
Действующим детским садам демографическая яма двадцатилетней давности пошла только на пользу. Невысокая наполняемость групп позволила, что называется, пошиковать. А иными словами -открывать дополнительные спортивные залы, изостудии, кабинеты психологов, логопедов и даже зимние сады.
Благоденствие закончилось пару лет назад вместе с программой оптимизации мест в детсадах. Чтобы кардинально сократить очереди, чиновникам пришлось прибегать к радикальным мерам. И не только местного характера, но и в масштабе всей России. Пересмотрели даже СанПиНы. Если в начале 2010 года санитарные правила и нормы требовали, чтобы в ясельных группах находилось не более пятнадцати ребятишек, а в старших — не более двадцати, то к концу года взгляды изменились. Количество детей стали измерять… квадратными метрами — исходя из расчета площади групповых комнат. Посчитали, что для ясельных достаточно двух с половиной «квадратов» на одного ребенка, а в группах постарше — хватит и двух. При этом учитывалось не только игровое пространство, а вся площадь помещения, в том числе и занятая мебелью. В группу теперь не возбраняется собирать до тридцати и более малышей.
Но и этих мер оказалось мало! Стали искать дополнительные резервы. Если нельзя раздвинуть стены садиков, значит, надо… их возвести, поделив помещения! Так в расход пустили все, чем родители раньше гордились: образовательные и развивающие центры, театральные, танцевальные и изостудии, кабинеты психологов, логопедов и даже спортзалы. Не тронули только музыкальные уголки, решив, что физкультурой можно заниматься и рядом с роялем.
Такая операция настигла в Тюмени уже около двух десятков детских садов. Нависла она и над тем, что носит порядковый номер 167, что вызвало обоснованное беспокойство родителей. Активисты начали сбор подписей в защиту спортивного будущего детей. Ведь детский сад является неоднократным призером и дипломантом различных городских конкурсов на лучшую организацию оздоровительной работы.
Но маховик перепланировки запущен. Подрядчики предприятия «Олимп» осмотрели помещения, прикинули примерную смету работ. Директор детского сада не сомневается, что строители выполнят все добросовестно. Сотрудничают они не первый раз. «Олимпийцам» уже приходилось кроить стены садика по живому. В начале года за счет кабинетов логопеда, психолога и изостудии перепланировали две дополнительные группы. Получились они, конечно, небольшими. Спальни могут вместить максимум восемь двух-трехъярусных кроваток. (Кстати, раньше многоярусные кровати тут запрещались с формулировкой «во избежание травматизма детей», теперь это табу снято).
Больше всего за реконструкцию спортивного зала переживает физрук Галина Петц. В прошлом она спортсменка — баскетболистка, лыжница. И хорошо понимает разницу между помещением , предназначенным для занятий физкультурой и спортом, и — адаптированным. Музыкальный зал, например, хоть и просторен, но шведскую стенку рядом с белым пианино не поставишь, а мячиком не будешь играть возле зеркал. Теперь ей придется перестроить занятия с детьми, сделать их более спокойными и сдержанными. Да и оборудование (мячи, кегли, обручи) здесь негде хранить, на каждый урок их надо будет приносить с собой. Возможно, от массажных мячей и мячей для фитнеса придется совсем отказаться — слишком большие.
В свете грядущих преобразований грустно выглядят развешенные на стенах спортзала лозунги: «Физвоспитание — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость», «Если ваши дети улыбаются — мы работаем правильно». А еще вызывает сомнение, смогут ли теперь родители обнаружить спортивный талант малыша. Ведь даже памятку об этом вывесить будет негде. На всякий случай запомните: если ваш ребенок энергичен, смел до безрассудства, сам научился управляться с коньками и лыжами, двигается легко и грациозно, предпочитает спокойным занятиям подвижные игры, и кажется, что никогда не устает — знайте: у него хорошие спортивные задатки. И если физкультуры в детском садике ему окажется мало — ищите подходящую секцию. Не полагайтесь на переменчивое дошкольное образование.
***
фото: Последнее занятие старшей группы в спортивном зале. Скоро ни больших мячей, ни шведской стенки им не видать;В новой группе, переделанной из старых кабинетов. Сюда уместилась только одна кроватка. Остальные дети спят в другой спальне.