Европа, которая приедет сама
Тюменская филармония по части запланированных в афише спектаклей может составить жесткую конкуренцию любому городскому театру, даже самому большому.
Именно спектаклей, о музыке я даже не говорю. Несмотря на то, что зал имени Юрия Гуляева в большей степени приспособлен для концертов, нежели для театральных постановок, мы, зрители, с удовольствием ходим смотреть сюда и спектакли. И вот почему.
Вы уже видели на рекламных тумбах города афишу: «Пикколо Театро ди Милано», спектакль «Арлекин — слуга двух господ», режиссер Джорджо Стрелер? Вы уже поняли, что это такое же чудо, как приезд в Тюмень в 2006-м Монтсеррат Кабалье? И что для всего этого не надо выезжать в Европу, заказывать по Интернету билеты, путаясь в текстах иностранных сайтов, не надо рваться в Москву, втридорога платить за гостиницу? Надо лишь в назначенное время приехать в филармонию, занять свое место в зале и… собственными глазами увидеть историю того самого Арлекина, которую наизусть знают почитатели театра всего мира. Причем смотреть постановку они начали еще в 1947 году! А мы увидим 20 и 21 сентября 2011-го.
Но перед этим познакомимся с театром и спектаклем поближе. «Пикколо Театро ди Милано» был основан в 1947 году и стал первым государственным театром Италии. Это важно, но это не главное. А главное в том, что на протяжении всей своей деятельности театр был и остается горячо любим публикой и критиками. Последние, кстати, нередко являются истинными почитателями театрального искусства — сведущими, требовательными и вдохновенными. Их любовь — немало, правда?
В 1991 году «Пикколо» был назван «Театром Европы» и присоединился к Союзу театров Европы. Сегодня знаменитый коллектив имеет три площадки, где ежегодно проходят около 600 спектаклей и один фестиваль, куда приезжают гости со всего мира.
Спектакль «Арлекин — слуга двух господ», что поставлен одним из основателей театра Джорджо Стрелером в 1947 году по пьесе Карло Гольдони, — это тоже причина успеха. Постановку еще называют «реформой» и даже «революцией» в театральном искусстве Италии. Дело в том, что до Гольдони в итальянском театре исполняли комедии дель арте, то есть, комедии импровизаций. Получалось, что актеры не играли пьесу, точно следуя тексту, а, скорее, импровизировали на тему, заданную основной сюжетной линией. И, кроме того, носили маски своих персонажей, прерывали действие юмористическими номерами.
Вместо того, чтобы пойти по проторенной дорожке, Карло Гольдони, как и многие талантливые люди, постарался найти собственный путь. И в отличие от некоторых других талантов, которых оценили уже после их смерти, завоевал успех. Гольдони принялся писать пьесы, которые мы теперь считаем привычными: сочинял каждую реплику, а персонажей — масочников (которые, впрочем, пока остались в своих масках) заменил сложными, тонко прописанными характерами. Пьеса «Слуга двух господ» — хороший пример его новаторских приемов.
Режиссер Стрелер, чтобы выделить центрального персонажа комедии, добавил в название спектакля одно слово — «Арлекин». И хотя в постановке все же остались элементы «дель арте», получился вполне современный нам — сегодняшним зрителям — спектакль.
Постановке уже 64 года, а роль Арлекина играли только два актера — Марчелло Моретти и Ферруччо Солери. Солери исполняет роль с 1963 года, актеру сейчас 80 лет, а он по-прежнему в финале постановки уходит со сцены на руках и делает колесо.
Сейчас у «Пикколо Театро ди Милано» большой гастрольный тур. Для него (и для Тюмени — тоже) выбран тот вариант спектакля, что был поставлен в 1956 году, то есть один из первых. Пьесу сыграют, конечно, на итальянском языке, но в филармонии обещают организовать перевод. Впрочем, мне кажется, что заглядывать в него (или слушать переводчика) и не придется. Все же образы комедии — классические и всем понятные. А все остальные впечатления приложатся за счет игры актеров и нашего воображения.
***
фото: Сцены из спектакля «Арлекин – слуга двух господ»;Сцены из спектакля «Арлекин – слуга двух господ»