Фактор местного действия
Внедрение новой схемы работы городского общественного транспорта не обошлось без чрезвычайных ситуаций.
Начало перемен предусмотрительно запланировали на субботу. Пассажиропоток в выходные дни, как правило, невысок, загруженность автобусов меньше. Есть хотя бы минимум времени на раскачку, на пилотный мониторинг и оперативное реагирование. Теоретически расчет был верным, но практикой это не подтвердилось.
Перемены пассажиры почувствовали сразу, в первый же день. В субботу, в самое спокойное — обеденное — время на остановках в центре города скопилось непривычно много людей. Как будто не выходной день, а будни. И не сиеста, а час пик.
— Ничего себе: 30-й и битком набитый, — изумилась девушка, еле втискиваясь в открытую дверь автобуса. Пассажиры в салоне стояли насупленные, плечом к плечу, точнее лицом к лицу, спина к спине, как в забытые советские времена.
Не наблюдалось на дорогах и вереницы самых востребованных автобусных маршрутов: NN 30, 17, 14, 25, 54… Интервал их движения в этот день был явно больше, чем прежде. Да и к остановкам подходили, в основном, «зелененькие» — муниципальные ЛИАЗы с зеленой полосой по бортам.
В воскресенье ситуация существенно не изменилась, хотя специалисты департамента по транспорту в целом ее оценили как спокойную.
В неспокойную она превратилась на следующий день. Понедельник, 12 сентября, стал, днем тяжелым. И для водителей, и для пассажиров.
Началось с того, что с утра зарядил дождь. Когда мокнешь в ожидании своего автобуса, каждая минута кажется вечностью. А если вместе с погодой меняются еще и графики движения транспорта — проблема воспринимается исключительно негативно.
Нервозности на остановках прибавили и внезапно отключившиеся светофоры на улице Республики, и резко возросшее количество ДТП из-за мокрого дорожного покрытия. Только в первой половине дня их зарегистрировали около тридцати. Столкновения создавали пробки, автобусы, простаивая, выбивались из графика. Водители нервничали, сокращали время посадки и высадки: захлопывали двери, едва пассажиры поднимались на нижнюю ступеньку, и срывались с места.
Но, как оказалось позже, главная причина обострения ситуации на дорогах была вовсе не в погоде, не в неисправностях светофорного хозяйства и даже не в ДТП. Не технический, а человеческий фактор сыграл ключевую роль.
С раннего утра на остановках дежурило множество проверяющих: контролеры, ревизоры, наблюдатели за определенными маршрутами, специалисты предприятия «Тюменьгортранс». Водители и не подозревали, что каждый их шаг отслеживается. Тотальная проверка принесла свои плоды. Выяснилось, что одни возчики сорвали выходы автобусов на линию, а другие самовольно выставили автобусы меньшей вместимости. Зафиксированы инциденты и с транспортными картами: кондукторы требовали от льготников оплату проезда наличными, игнорируя проездной документ.
Накладки в графиках движения специалистам «Тюменгортранса» удалось ликвидировать оперативно. «Дыры» закрывали привлеченным транспортом, резервными машинами ПАТП.
Но пока пожар тушили в одном месте, он разгорелся в другом. В обед здание департамента по транспорту взяли в кольцо «маршрутки». Приехало около четырех десятков «газелей» и микроавтобусов «Веко». Часть тех, что оказались «за бортом» после обнародования результатов конкурса на перевозку пассажиров по городским маршрутам.
В отличие от владельцев автобусов класса М-3 (свыше пятидесяти пассажирских мест), те, кто работает на «маршрутках», четче выражали свои требования. Водители утверждали, что предприниматели, выигравшие лоты и занявшие их места на маршрутах, представили информацию, не соответствующую действительности. Что они убедили конкурсную комиссию в наличии на момент заключения договоров необходимого транспорта. А на самом деле — наличия не было. В результате, выиграть-то выиграли, а перевозить пассажиров не на чем. Обещаниями грядущего счастья ожидающий автобуса на остановке сыт не будет. Ему надо уезжать сейчас и отсюда.
Чтобы не ударить в грязь лицом, победители прибегли к помощи… проигравших. Вместо заявленных в конкурсной документации «Фордов» и «Хундаев» на линию вышли все те же «газели» (эти факты предприниматели предусмотрительно зафиксировали на фото).
— Поймите, город столкнулся с непростой ситуацией, — пытался успокоить водителей Александр Емельянов, заместитель директора департамента по транспорту, — требовалось сократить и общее количество транспортных средств на линии, и одновременно сохранить общую их вместимость. В такой ситуации неизбежно будут недовольные и «пострадавшие».
— Но почему нам не дают работать, а им на наших же машинах — можно? — не успокаивались водители. — Дайте нам работу, нам детей кормить нечем.
— До конца недели мы во всем разберемся, — пообещал Александр Емельянов.
Но его слова потонули в возмущенных возгласах:
— Хватит! Мы работать хотим, а не разбираться. Если нет у победителей машин — аннулируйте итоги конкурса, и мы завтра же выйдем на линию, — требовали перевозчики.
… На повышенных тонах стороны разговаривали около часа, но ни о чем не договорились. Предложение перевозчиков создать трехстороннюю комиссию, чтобы совместно перепроверить конкурсную документацию, сразу приняты не были. Не дали им «добро» и на то, чтобы выйти на линию. «Ни запретить, ни разрешить вам сделать этого я не могу», — уклончиво сказал Александр Емельянов.
Более ста человек, одномоментно оказавшихся не у дел, намерены продолжать борьбу за свои права. Они считают, что «не делали ничего противозаконного», что парк их машин тоже отвечает конкурсным требованиям. Многие куплены совсем недавно, за них даже кредиты еще не выплачены. А «старичков» 2008-2009 года выпуска они готовы в течение года заменить. Согласны на все, только бы работать. Ведь автобусы малой вместимости незаменимы. «Малыши» пройдут там, где не смогут большеместные.
Безусловно, тюменская транспортная революция, как и все другие, свершается из лучших побуждений. И продуманных экономических расчетов. Средства, которые сэкономит город, если перестанет дотировать ПАТП и муниципальные транспортные предприятия, наконец, станут рентабельными, можно будет направить на строительство новых школ, детских садиков и еще одной транспортной развязки.
Экономические ставки преобразований высоки. Но и человеческие — тоже.