X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Большая транспортная революция

С 10 сентября вносятся существенные изменения в маршрутную сеть города. Семь маршрутов поменяют нумерацию, у тридцати изменится наименование, десять — закрываются, и еще на десять выйдут автобусы меньшей вместимости.

Столь кардинальных переделок в системе работы общественного транспорта Тюмени не было, наверное, никогда. Перемены несопоставимы ни с вклиниванием в начале 90-х годов частников в ряды муниципалов, ни с массовым распространением маршруток в начале 2000-х, ни с введением системы автоматизированной оплаты проезда. Новые веяния — глобальны. Идея модернизации транспортной сети витала над городом давно. Как только демографическая кривая начала набирать рост, жилищное строительство пошло в гору, а количество автомобилей на душу населения сделало такой скачок, что провинциальная Тюмень догнала, а потом и перегнала столичные мегаполисы.

Переломным моментом стал 2009 год, когда, несмотря на противоречивые отклики населения, в Тюмени поставили на прикол весь троллейбусный парк. Привычные рогатые труженики общественного транспорта перестали вписываться в транспортный поток. Водители частных автобусов винили неповоротливые троллейбусы в том, что те становятся причиной пробок на дорогах (хотя мешали, скорее, не троллейбусы, а опоры. При всем желании их не подвинешь, чтобы расширить проезжую часть).

И только несколько лет спустя многие поняли, что ликвидация троллейбусного движения была мерой хоть и непопулярной, но необходимой. Эффект принятых тогда решений сегодня хорошо заметен. Улицы Мельникайте и Республики после реконструкции и расширения, в том числе и за счет демонтажа троллейбусных опор, стали просторными, похожими на столичные проспекты.

Увеличение числа полос движения было подготовительным этапом к внедрению принципиально иной схемы движения общественного транспорта. Исследования, которые проводились специальным институтом еще в 2007 году, показали, что развитие транспортной схемы города отстает от потребностей, уровень дублирования маршрутной сети составляет 50 процентов, а структура автобусного парка — нерациональна.

Из замкнутого круга могло быть два выхода: менять все медленно и понемногу или, наоборот, быстро и кардинально. Первый путь — менее болезнен для населения, но ускоряет агонию муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий. При прежней схеме распределения маршрутов и лотов для работы на них у ПАТП-1 и ПАТП-2 не получалось выбраться из долгов. Даже миллионные бюджетные вливания не покрывали расходов. Муниципальные предприятия оказались на грани банкротства. Чтобы выбраться из долговой ямы, надо было вдвое повышать стоимость проезда. Но такой шаг грозил социальным взрывом.

Пришлось идти по второму пути и в корне пересмотреть условия заключения договоров с частными перевозчиками. До этого все сливки в виде высокобюджетных маршрутов доставались по конкурсу частникам, а муниципалы обслуживали, в основном, социальные.

В этом году подход к формированию лотов изменили. Каждый выигравший получил по справедливости: к нескольким доходным местам в нагрузку полагались заведомо убыточные, но городу необходимые (в том числе — дачные).

По словам Александра Пискулина, директора ПАТП-1 и ПАТП-2, новое распределение позволит первому из предприятий получать ежедневный доход от работы на магистральных маршрутах около 800 тысяч рублей в день, а второму — около 400 тысяч. Таким образом, уже в 2012 году они выйдут на безубыточный уровень.

Пассажирам придется приспосабливаться к новым условиям. Теперь, прежде чем сесть в привычный автобус, поинтересуйтесь, туда ли он идет. Оптимизация маршрутной сети привела к изменению схемы движения нескольких маршрутов (подробнее смотрите на сайте администрации города и в газете «Тюменский курьер» от 8 сентября).

На остановках вы больше не увидите маршруток N 6-к (вместо нее появится N 12), N 5 (станет N 3). Автобус N 28 поменяют на 33-й, N 127 изменится на 85-й и N 118 — на 134-й. Кроме изменения нумераций корректируется и схема движения автобусов NN 7, 9, 15, 38, 44, 50, 51, 53, 61, 64, 69, 75, 77, 93 и 147.

В некоторых случаях маршрут останется без изменений, но ходить по нему будут только автобусы малой вместимости (в среднем на 18 пассажирских мест). Такие перемены ждут маршруты NN 4, 10, 26, 31, 41, 43, 87, 89, 92 и 157.

Но самую неприятную ломку привычных стереотипов предстоит пережить тем, кто часто пользуется автобусами NN 2, 4-к, 5, 8, 9, 39-д, 43-к, 66-к, 88 и 99-к. Эти маршруты закрываются.

В департаменте по транспорту и связи утверждают, что внесенные изменения не принесут существенных неудобств жителям Тюмени. Все пертурбации обоснованы и просчитаны. Надо только немного потерпеть, привыкая ездить по-новому.

Но есть в грядущей транспортной революции и приятные моменты. С 10 сентября льготный проезд начнет действовать на всех видах общественного транспорта. Если владельцы маршруток к этому дню не сумеют оснастить свои машины терминалами — это их трудности. Вы вправе предъявить транспортную карту льготника и спокойно ехать дальше, считает Андрей Чистяков, директор «Тюменьгортранса». Интересно, как на таких безбилетников отреагируют водители?

Исследования умалчивают и о том, насколько быстро пассажиры сориентируются и запомнят новые схемы движения автобусов.

В департаменте по транспорту и связи уверяют, что специалисты будут оперативно отслеживать ситуацию. Если выявят какие-то очевидные просчеты — внесут коррективы.

По всем возникшим проблемам при пользовании общественным транспортом тюменцам предлагают звонить по телефонам «горячей линии»: 68-84-37, 68-84-40 или 8-800-300-19-24. И, наверняка, таких звонков в ближайшее время окажется немало. Всех трудностей коренной ломки в теории не просчитаешь.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта