Команда уходит в небо
Новость из Интернета, короткая и страшная, придавила к стулу, лишила сил. На несколько мгновений мне стало физически плохо… А мозг отказывался поверить в то, о чем сообщали всего несколько строк.
Разбился самолет, погибла вся хоккейная команда. Знаменитый, мощный, славный ярославский «Локомотив» — чемпион страны в недавнем прошлом, а еще чуть раньше, в 90-е годы, — соперник нашего «Рубина», не однажды прилетавший на матчи в Тюмень еще под названием «Торпедо».
Как такое возможно? Чтобы в ясный день, в ослепительно солнечную погоду, самолет-чартер, подготовленный к не слишком дальнему полету в Минск, на первую игру регулярного чемпионата КХЛ, испытал серьезнейшие проблемы сразу после взлета — и рухнул, пролетев только около двух километров?
Как возможно столкнуться (это одно из первых сообщений вечера среды, со ссылкой на «Росавиацию») с антенной маяка, расположенной за взлетно-посадочной полосой? Натолкнуться на некое локальное препятствие посреди свободного пространства? Злой рок или невозможность пилотов, потерявших контроль над крылатой машиной, уже что-то изменить, уйти в сторону, увернуться, спастись?
Они явно тянули до близкой Волги, до большого водного полотна, чтобы приземлиться на него. А Як-42Д упал на берегу — и уже пылающие части самолета оказались в воде — мы видели это в первом видеосюжете о катастрофе, появившемся в Сети тем же вечером…
Впрочем, более поздние сообщения вроде бы опровергают версию о столкновении с маяком. Очевидцы настаивают на том, что слышали два взрыва, один за другим, после чего Як задымил — и уже в воздухе развалился на две части…
Всю правду мы узнаем, наверное, еще не скоро. Хотя и то, что приоткрылось, вновь поражает привычной повторяемостью рокового сюжета в духе недавно утонувшего на Волге теплохода «Булгария». Старая техника, по-видимому, основательно изношенная, продолжала эксплуатироваться, приносить прибыль… Пишут, что срок действия так называемого сертификата летной годности данного Яка истекал 1 октября 2011 года, после чего он должен был уйти на покой. Оставалось всего-ничего — чуть больше трех недель… Жестокая реальность.
Резонанс трагедии близ Ярославля был стремительным.
Матч открытия сезона в Уфе был остановлен (еще не завершился первый период; к тому времени «Салават Юлаев» вел в противоборстве с «Антлантом» — 1:0; игру решили не продолжать, как о том объявил болельщикам президент Континентальной хоккейной лиги Александр Медведев). Мы видели: многие любители хоккея не скрывали слез — как и тренеры, и хоккеисты. Беда обрушилась на всех — ошеломительная, нежданная, большая…
Свои соболезнования семьям погибших выразили первые лица страны. Возбуждено уголовное дело. Теперь проверяют все «сорок вторые» Яки — как летом проверяли все прогулочные теплоходы…
И… больше ни слова о самом чрезвычайном происшествии. Вернусь к команде «Локомотив». Она рассчитывала в новом сезоне на многое. Был приглашен канадский тренер Брэд Маккриммон. Пришли новые, сильные игроки… Скажем, чех Ян Марек (в компанию к своим соотечественникам Иозефу Вашичеку и Карелу Рахунеку), многоопытный латышский защитник Карлис Скрастиньш, еще один известнейший игрок обороны, участник трех Белых Олимпиад белорус Руслан Салей…
Кстати, о Салее вечером в день беды писали обнадеживающее. Будто бы он добрался до Минска раньше и ждал там свою новую команду. Увы, эта информация была опровергнута в четверг: хотя имени белорусского мастера и не было в первоначальном списке погибших, МЧС подтвердило факт его гибели.
Из сорока пяти человек, находившихся на борту самолета, выжили только хоккеист Александр Галимов (получивший ожоги 80 процентов кожного покрова) и бортинженер Александр Сизов (15 процентов и перелом бедра). Галимову сделали экстренную операцию…
Читая список тех, кто ушел из жизни, я с горечью отметил, что никогда больше не сыграют за национальную сборную России Геннадий Чурилов, Александр Калянин, Михаил Баландин, Никита Клюкин… Последний был вообще очень молод, приезжал в Тюмень на международные турниры в составе молодежной сборной — как и еще один нападающий «Локомотива» Артем Ярчук, тоже из новой плеяды российских «звездочек». Как это ни горько, часы их жизни остановлены.
Среди погибших — и врач «Локомотива» Андрей Валерьевич Зимин, отец хоккеиста тюменского «Рубина» Антона Зимина. Кстати, сам Антон и его товарищ по команде Дмитрий Трусов — воспитанники ярославского хоккея, уточняет клубный сайт.
Примите, Антон, искренние и глубокие соболезнования «Тюменского курьера».
10 сентября, когда «Рубин» и «Нефтяник» проведут стартовый матч чемпионата ВХЛ, матч наверняка начнется с минуты молчания. И так — по всей стране… Хоккейный мир и вся неравнодушная Россия переживают боль утраты. Команда «Локомотив» возродится, об этом сразу же сказали руководители КХЛ и Федерации хоккея России. Но это будет другая команда, другие люди…
По известной иронии судьбы, в скором времени выходит на экраны английская кинокартина «Юнайтед», посвященная печальнейшему факту футбольной истории — гибели в авиакатастрофе команды «Манчестер Юнайтед». Я видел трейлер фильма — это драматическое, но и очень спортивное кино, по первым впечатлениям… Хотя финал, разумеется, не мог быть столь оптимистичным, как в другом, американском фильме, снятом на основе реальных событий, — «Живые», где команда регбистов смогла выжить в горах Южной Америки. Они счастливо уцелели, продержались среди белых вершин и снегов, их нашли…
Не всем так везет, как повезло им. В нашем случае исход был безжалостен.
***
фото: Обломки самолета Як-42Д, упавшие в воду