Я –– такси! Вот –– у меня шашечки! Или как узаконить частного перевозчика
Есть чудесный советский мультик про лошадку Марусю, которая сбежала с карусели и решила стать такси — ей всего-то и надо было нарисовать у себя на боку черные «шашечки»…
«Я, я — такси! Вот — у меня шашечки!» — радостно кричала она прохожим. Правда, радовалась Маруся недолго: первый же пассажир обругал ее — бегать-то она умела только по кругу, как на карусели…
С нынешним рынком услуг такси — все точно так же, уверены законодатели. Поставят водители на крышу автомобиля фонарь с шашечками и считаются таксистами. Ни тебе разрешения на перевозку, ни технического осмотра машины, ни таксометра в салоне… А значит, и никакой ответственности за пассажира.
Кардинально изменить сложившуюся ситуацию решено с 1 сентября этого года. В этот день вступил в силу федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В народе — «закон о такси».
Заинтересованная общественность (как с той, так и с другой стороны) начала обсуждать его больше полугода назад. Таксисты (речь, в основном, о частниках «бомбилах», которых в нашем городе — большинство) передавали из уст в уста страшилки о готовящейся над ними расправе. Дескать, и лицензия на право перевозки пассажиров будет стоить несусветных денег, и машины-такси должны быть все одинакового цвета, и кассовый аппарат придется с собой возить, чтобы чеки клиентам выдавать… А потенциальные пассажиры уже прикидывали в уме: во сколько же обойдется поездка в таком правильном такси.
— На самом деле, не все так страшно, — рассказывает заместитель губернатора Тюменской области Евгений Заболотный. — Регионы получили достаточно широкие полномочия устанавливать свои (в рамках общего, конечно, закона) условия выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковыми такси. И наш регион подошел к решению этого вопроса достаточно либерально…
Вчера Заболотный встретился с журналистами, чтобы развеять мифы и страхи, которыми успел обрасти новый законопроект.
— В постановлении, подписанном губернатором Тюменской области 30 августа, нет, например, категоричных требований к цвету, марке и классу такси. Мы понимаем, что подогнать машины под один стандарт, тем более в довольно короткие сроки, трудно, — говорит Евгений Борисович.
По его словам, к обсуждению регионального законопроекта были привлечены перевозчики из общественной организации «Союз таксистов Тюменской области» — в основном, это сотрудники официально зарегистрированных фирм.
— Правда, этот союз не очень многочисленный. Нелегальные таксисты в общественные организации обычно не вступают, — посетовал Евгений Заболотный. И высказал надежду на то, что в скором времени нелегалов не станет. Нет, выгонять с «рынка такси» их никто не собирается, просто предлагают им оформить свою деятельность как положено, цивилизованно.
— Получить лицензию не составит никакого труда: требования к автомобилю и водителю, который хочет заниматься перевозкой пассажиров, вполне выполнимые, — уверен заместитель губернатора.
— Ага, а врача собственного и мастера я где возьму? — хмуро проворчал «бомбила» Иван Иванович, которого мы встретили около остановки «Цветной бульвар».
… Кстати, на встрече с журналистами, Евгений Заболотный поднял и этот вопрос: любой уважающий себя таксист (в смысле, легальный) перед каждым выходом в рейс действительно будет обязан пройти медицинский осмотр, а его автомобиль — технический.
— Решается это просто: таксист должен заключить договор с врачом и СТО, — говорит Евгений Заболотный.
Сделать это легче, конечно, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в распоряжении которых сразу несколько такси. По крайней мере, «оптовый» ежедневный осмотр обойдется, скорее всего, дешевле. Одиночкам же, решившим тоже зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и продолжить свой бизнес уже на законных основаниях, придется платить больше.
И, по словам все того же Ивана Ивановича, вряд ли кто-то из его коллег-«бомбил» озаботится поиском врача. Они либо бросят заниматься частным извозом, либо… просто снимут «шашечки», чтобы не привлекать внимания ГИБДД, и будут брать пассажиров, которые ловят машину «с руки». Иван Иванович уверен, что большинство людей и предпочтут голосовать на дороге, чем платить легальному таксисту втридорога.
Да, роста тарифов боятся многие. И власти здесь успокоить пока ничем не могут — еще никто не пробовал подсчитать минимальную плату за поездку в такси, соответствующем новому закону. Хотя и без этого понятно, что перевозчики наверняка постараются восполнить свои траты за счет пассажиров. Считайте: лицензия; установка таксометра — самый простой стоит около 12 тысяч рублей; услуги врача и автомастера; технический осмотр каждые шесть месяцев… Ну, и плюс беготня с бумажками, которые необходимы для оформления частного предпринимательства.
Зато человеческая жизнь бесценна, настаивает Евгений Борисович. И закон нацелен, в первую очередь, на то, чтобы исключить возможность встречи пассажира со случайным таксистом, который может быть уставшим, нездоровым или вовсе лишенным права управления автомобилем.
— Закон уже вступил в силу, но штрафные санкции к водителям, нарушившим его, будут применяться только с 1 января 2012 года. А пока у них есть время внимательно изучить требования закона и решить для себя — стоит ли им и дальше заниматься извозом, или лучше найти другую работу.
Те, кто решит, что стоит, уже сегодня могут обратиться в главное управление строительства и ЖКХ по Тюменской области. Лицензии на право перевозки пассажиров легковыми такси уполномочены выдавать именно здесь. Предварительно можно позвонить на телефон горячей линии 49-02-70, чтобы уточнить интересующие подробности.
Только вот Иван Иванович телефон записывать отказался — сказал, что и без этого изучил закон «от» и «до» и понял, что не потянет.
— Хотя это только кажется, — сказал журналистам Евгений Заболотный. — В сущности, закон-то не такой и новый. Стоит только вспомнить времена существования таксопарков…
Лошадка Маруся из мультфильма, кстати, те времена застала — она хоть и не была профессиональным таксистом, но «таксовала» в строго отведенном для этого месте — под круглой вывеской с большой буквой «Т». А сейчас таксисты предпочитают ожидать своих пассажиров под знаком «Остановка запрещена». Иван Иванович — тоже.
***
фото: Галя Безбородова