X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Путь от познания к практике

Андрея Степанова многие в Тюмени знают как директора. Директора школы N 91, которым он бессменно был последние семь лет. Вплоть до 10 августа.

Теперь Андрей Степанов — директор городского департамента образования.

С момента нового назначения не прошло и месяца. Может быть, надо было подождать, освоиться, осмотреться. Но некогда. Новый учебный год времени на раскачку не дал.

— Андрей Эдуардович, груз ответственности повысился кратно?

— Несопоставимо. Даже не в 90 раз (в Тюмени 88 муниципальных школ), значительно больше. Кроме школ появилось совершенно неизвестное мне поле — детские сады. Плюс ремонты образовательных учреждений требуют полного погружения.

— Объемы капремонтов школ и детских садов в этом году внушительные?

— Суммы расходов впечатляют. Надо держать их в голове, знать все виды комплексных ремонтных работ, ежедневно отслеживать проценты выполнения. Мы стремимся уйти от философии ограничений в большом и малом. Но это не расточительство. Скорее, разумный подход, верная оценка затрат. Качество не бывает бесплатным. А результат должен не только радовать, но и работать.

— Ранее не известная вам головная боль — очереди в детских садах…

— Проблема, конечно, кричащая, и с ней я столкнулся с первого дня. Причем родители малышей идут не только в департамент, современные средства связи позволяют обращаться даже в приемную президента. Правда, решаться такие вопросы будут все равно на местах.

— Не так давно утверждали, что очереди в детских садах не убавить, резервов нет. И вдруг такое продвижение…

— На сегодняшний день мы практически обеспечили местами в детских садах трехлеток. Проблема осталась только территориальная: места есть, но не всегда там, где хотелось бы. Так сложилось, что в некоторых районах города физически не хватает детских садов. По мановению волшебной палочки это не изменишь.

Больше всего обращений сейчас — по детям-двухлеткам. Им нужны ясельные группы. Там совсем другие требования и по размещению (только на первом этаже), и по температурному режиму. И игрушки требуются другие. И подготовка педагога принципиально отличается.

Но в целом задача поставлена так: к концу 2012 года полностью снять проблему с обеспечением мест в детских садах. И это не фантастика. Более того, в новой редакции закона об образовании есть статья о доступности дошкольного образования. Если закон примут — его надо будет выполнять.

Мы уже движемся в этом направлении. Много помещений перепрофилируется. Оптимизируется посещаемость в группах. Возвращаются в образовательный процесс здания, изъятые под ведомственные и коммерческие нужды. Детские сады выходят из капитальных ремонтов, строятся и проектируются новые.

— Все это расширяет возможности, но что изменится по сути?

— Мы ратуем не только за количество мест, оборудование и оснащение. Детские сады должны преобразиться и внешне, и внутренне. Типовые проекты советских времен уже никого не радуют. Недавно проходил национальный конкурс по строительству новых образовательных учреждений. Из 60 победило 20 проектов. Изучая их, президент Дмитрий Медведев задал вопрос: «Где эти проекты воплощаются?» У нас! Это — детсад на улице Радищева, школа N 15, на подходе проект школы N 16. Намечены и другие площадки под строительство образовательных и дошкольных учреждений.

— Так ли страшны новые образовательные стандарты, которых сейчас пугаются родители?

— Само содержание обучения не так меняется, как подходы к нему, приемы, формы работы. Главное в новых образовательных стандартах — восприятие ребенка как большой личности. Но воплотить их сразу мешает человеческий фактор. Спутники в космосе теряются, может потеряться и ребенок в образовательном пространстве.

Существует проблема кадров. И она не только в старении. Всегда ли пожилой педагог — плохо? Наоборот. Опытный учитель чаще показывает высокое педагогическое мастерство. Другое дело, что учителей в возрасте пугают технические нововведения: электронные дневники, журналы, компьютерные базы, Интернет. Как с этим страхом бороться? Не бороться надо, а дать почувствовать преимущества. Потом — от компьютера не оторвешь. Компьютер — не только помощник в ведении урока, но и «соучастник» в его подготовке. Время, когда он использовался только как диапроектор и киноаппарат, проходит. Техника должна помогать в конструировании урока: в поиске, систематизации информации, разработке межпредметных связей.

— Новая технологичная эра не заменит собой общение?

— Его ничто не заменит. Выбирая учебное заведение, родители обычно ищут не школу, а идут к определенному учителю. Поэтому технологии не заменят личность, они лишь инструмент в руках педагога. И этим инструментом, как скальпелем, можно спасти, а можно и поломать жизнь.

— А в чем, на ваш взгляд, миссия директора школы? Кто он — лучший учитель или жесткий хозяйственник?

— Прежде всего, менеджер. Умелый, знающий организатор. Современный темп не всегда позволяет ему оставаться лучшим учителем, хотя директорами, как правило, становятся неплохие учителя. Ведь движение по карьерной лестнице зависит, прежде всего, от результатов.

Школа — не завод, не конвейер, а дети — не станки. Поэтому хороший директор ходит не на РАБОТУ, а — в ШКОЛУ. У него много ипостасей, и он умеет их совмещать. Директор — стратег, способный увидеть, максимально раскрыть и использовать возможности человеческого потенциала. Если он раскроет учителя и создаст условия, учитель раскроет и ребенка.

Философия школы меняется. На первый план выдвигается личность ученика. Никто не позволяет ее ломать, форматировать под себя. Ученик — не винтик, высунулся — надо завинтить. Задача школы — развивать способности, видеть одаренность ребенка, поддерживать талант. Это важно и для ученика, и для учителя.

— Как учителям, родителям, детям перестроиться, чтобы стать такими, какими требует современная школа?

— Вокруг происходит много положительных изменений. Но кто сказал, что человек — только потребитель? Он тоже должен измениться. Стать активным участником событий. Это всегда самое сложное — изменить себя.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта