Три праздника для одного
Преподаватели общеобразовательной школы N 73 называют Маргариту Александровну Порываеву «учительницей с рождения». Каждый год 1 сентября она отмечает двойной праздник — День знаний и день рождения.
А вчера Маргарита Александровна отметила еще и день рождения своего нового первого «А». Эти ребятишки — будущие музыканты. Они уже выбрали инструменты, на которых хотят играть. Многие занимались в подготовительных группах до поступления в школу. Однако музыка — не единственный и вовсе не основной предмет в школе. Все самые важные уроки, такие как математика, русский и чтение, будет преподавать Маргарита Александровна.
Но говорить об учебе пока рано. Первый день в школе — праздник. Директору и учителям «Лиры» (второе название школы N 73) повезло: им не надо ломать голову над тем, как провести линейку, кого бы пригласить и что бы придумать пооригинальнее… Воспитанники школы сами устраивают концерт: танцоры, певцы и музыканты привыкли выступать перед публикой. Их даже просить и уговаривать не надо, достаточно включить музыку и подключить микрофоны.
Первый «А», открыв рты, смотрит на сцену сквозь высокие растопыренные букеты. Через несколько лет эти ребятишки тоже смогут вот так вытягивать высокие ноты. А ребята из первого «Б» — будущие танцоры. У них другие мечты. Хотят научиться так же крутить колесо, как семиклассник из творческого коллектива, а еще бы сесть на шпагат… Мечты тех и других точно осуществятся, но на их исполнение уйдет ни один год долгой кропотливой работы над собой. А ведь еще надо научиться считать, писать и читать! Перед учителями 73-й стоит задача вырастить не только творческих, но и грамотных ребят.
А эта задача ложится на плечи классных «мам». С ними ребята познакомились после линейки. Двадцать ребятишек из 1«А» неуклюже расселись за парты. Болтают ножками, рассеянно вертят головами, разглядывают новенькие буквари. Кто-то зевает и с удовольствием потягивается.
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Александровна, — приятным голосом говорит учительница.
Ребят как подменили: смотрят на нее восторженным взглядом, кажется, даже не моргают. А Маргарита Александровна волнуется, я чувствую это по ее сбивчивому голосу. Казалось бы, за 17 лет преподавательской деятельности она уже пять раз была классным руководителем начальных классов, но переживает всегда одинаково.
— Ребята, завтра я жду вас в восемь утра. Портфель собирайте с вечера, потому что утром вы сонные и рассеянные. Я встречу вас в рекреации. Давайте не будем опаздывать, хорошо?
— Хорошо! — отвечает класс.
Первый урок окончен: тетради и ручки пригодятся им завтра, а сейчас можно отпраздновать День знаний дома с родителями.
Класс опустел. Маргарита Александровна собирает цветы и конфеты, аккуратно складывает на рабочий стол. Наконец-то можно присесть, отдохнуть. Все прошло хорошо, но кажется, чего-то не договорила, о чем-то забыла сказать.
— Это нормальное состояние. Я не люблю публично выступать, не нравится мне этот праздничный переполох. Теряюсь сразу, — говорит Маргарита Александровна.
Есть еще одна причина, по которой ее называют «учительницей с рождения». Она призналась мне, что мечтала работать в школе с самого детства. И мечта сбылась. В «Лиру» Маргарита Александровна пришла пять лет назад, в прошлом году выпустила любимый четвертый класс. В параллели училась ее дочь Ксюша, будущая певица.
— У меня-то ни слуха, ни голоса. А у Ксении, говорят, талант. Как она родилась, я сразу хотела ее сюда отправить учиться. А потом решила и работать здесь же, — улыбается Маргарита Александровна.
Оказалось, что дети в «Лире» особенные, и подход к ним, соответственно, тоже непростой.
Одна половина класса — дисциплинированные ученики. Те, у кого нет заметных способностей от природы, берут трудолюбием. Нагрузки в школе огромные, надо заставлять себя учить гаммы, постигать секреты нотной грамоты.
Вторая половина ребят — маленькие гении. Несобранные, рассеянные и сложные в общении. Вместо упражнений по русскому языку могут писать стихи и рисовать на уроке.
— Был у меня такой мальчик.
Я решила, что его творчество должно найти своего слушателя. Он читал стихи перед классом, и нам нравилось. Таким детям надо дать возможность выплеснуть свои эмоции. Потом этот мальчик организовал классную стенгазету: сам писал и фотографировал, — рассказывает Маргарита Александровна.
Инициативность и желание проявить себя — вот что объединяет всех школьников «Лиры». И это вдохновляет учительницу. Пока неизвестно, какими будут дети ее нового 1 «А».
— Родными и любимыми станут точно, — говорит мне на прощание Маргарита Александровна.
***
фото: Маргарита Александровна;Праздничная линейка в «Лире»;Аня Шрайнер разглядывает букварь