X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Между нами языковой барьер

У слабослышащих людей много проблем. Возможно, какие-нибудь из них уже бы решились. Если бы кто-нибудь знал язык жестов…

Во Всероссийском обществе глухих по югу Тюменской области числится 900 человек. Шестьсот из них живут в нашем городе. Не мне судить, много это или мало для города, в котором живет почти 700 тысяч человек. Но глухие люди так же болеют, нуждаются в медицинской помощи, как и слышащие. Им так же необходимы услуги адвокатов, юристов и полицейских. Но языковой барьер…

— Среди ночи мне приходит смс: «Наташа, у меня приступ астмы. Помоги», — рассказывает Наталья Калашникова, председатель регионального отделения общества глухих. — Я сорвалась, ехала через весь город. Наша «скорая» смс не принимает. Даже если бы и принимала, как глухие будут общаться с врачами?

У этой истории хороший финал: Наталья помогла подруге, в «скорой» их услышали (извините за сарказм). Но ведь все могло обернуться трагедией…

Повезло тем, у кого есть слуховой аппарат, и тем, кто может хоть немного говорить. Пусть невнятно и гнусаво.

В субботу к нам прибыли участники автопробега «Доступная среда», который организован Всероссийским обществом глухих, союзом физкультурно-спортивных объединений инвалидов «Сурдлимпийский комитет» и Международной академией транспорта. Они привезли из Москвы хорошие вести. Президент России Дмитрий Медведев подписал законопроект, который предлагает внести язык жестов в список языков нашего государства. Если закон пройдет все слушания, то социальные учреждения, государственные и даже частные организации попросят (и, надеюсь, обяжут) нанять на работу сурдопереводчика.

А пока эта профессия не востребована, по крайней мере, в нашем городе. Наталья Калашникова вспоминает, что раньше на аккумуляторном заводе работала целая бригада глухих. Директор завода нанял сурдопереводчика, чтобы общаться с подчиненными. Жаль, что это только воспоминания. Сейчас руководители ссылаются на инструкции и запреты, связанные с безопасностью труда…

Когда мы рассказали московским гостям о проблемах трудоустройства слабослышащих людей в Тюмени, они не поверили.

— В Москве инвалиды еще носом вертят: выбирают, где побольше заплатят, — рассказывает Михаил Веселов, корреспондент газеты для глухих. — Слабослышащие работают кассирами, бухгалтерами, учителями в школах для детей-инвалидов. А мой друг Роман Парфенов — оператором на телевидении подрабатывает!

Жаль, что тюменские работодатели считают, что эти профессии не рассчитаны на глухих людей. Из 600 человек трудоустроено около сотни. Моют полы, устраиваются грузчиками. Но, наверняка, большинство из них хотели бы попробовать свои силы в другом месте. Только печать «неконкурентоспособности» не позволяет им найти себе применение.

Еще больше московские гости удивились истории про скорую помощь. В Москве работают диспетчеры-сурдопереводчики, которые принимают звонки по видеосвязи Skype. Слабослышащий человек может в буквальном смысле на пальцах объяснить, что ему необходимо. По видеосвязи московские инвалиды заказывают даже билеты на поезд и самолет.

У членов автопробега было всего несколько часов, чтобы пообщаться с нами. Они заверили: наш мир, неприспособленный для людей с ограниченными возможностями, обязательно изменится к лучшему… Когда-нибудь. Динамика уже заметна: пандусов появляется гораздо больше (правда, не все отвечают стандартам), люди становятся вежливее и добрее, в правительстве чаще вспоминают об этой категории граждан.

Москвичи успели и посмотреть окрестности Тюмени. Экскурсовод из музейного комплекса имени Словцова рассказывала гостям о набережной и других достопримечательностях. А Татьяна Слепченко переводила ее слова своим друзьям.

— У вас так чисто и красиво! Нам повезло: мы забрали у вас мэра, — шутили москвичи.

Утром колонна из восьми машин двинулась дальше. В их составе — две «газели», приспособленные для инвалидных кресел. Четыре машины Федеральной медико-биологической академии (это одна операционная на колесах, две реанимации и еще одна штабная машина). А также два легковых автомобиля. За движением колонны можно наблюдать по Интернету в режиме on-line. Вчера москвичи уже прибыли в Новосибирск! К 20 октября они доберутся до Владивостока и вернутся в столицу на самолете.

По итогам автопробега будет составлен атлас «Доступной среды». Правда, пока этой самой доступности на трассе они не нашли…

— В городах становится лучше, а вот между населенными пунктами инвалиду любой категории тяжело. Самостоятельно он не сможет путешествовать по стране. Нет пандусов в местах общественного питания и гостиницах, нет сурдопереводчиков. Мы не нашли и звуковых указателей, которые помогли бы ориентироваться слепым. Сложнее всего — колясочникам. Во всех гостиничных номерах — евроремонты. Розетки установлены чуть выше плинтусов. Инвалиду не дотянуться, — говорит Елена Кашевская, советник президента Международной академии транспорта.

***
фото: Михаил Веселов, полевой корреспондент автопробега

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта