Теплое дыхание старого дома
Старинные вещи могут пылиться в шкафу, годами валяться на полке. А могут начать новую жизнь в новом доме.
Посредине зимы, в самый лютый мороз, в поселке Рощино произошло событие, которое согрело душу многим местным старожилам. По предложению Раисы Бабушкиной, активной и многолетней участницы клуба любителей старины центра культуры «Околица», в одной из классных комнат бывшей начальной школы открылся музей под названием «Русская изба».
В деталях воспроизвести интерьер крестьянского дома в каменных стенах современного строения оказалось делом непростым. Как и полагается в начале любого дела, плясать пришлось от печки. С нее и начала обустраивать свой музейный быт Раиса Ивановна. Печника приглашать не пришлось. Хотя очень хотелось. В старой школе часто бывает прохладно. В такие дни сесть бы у огонька, взять, как когда-то бабушка, прялку и затянуть бесконечную, как нить, русскую песню.
Петь Раиса Ивановна любит с детства. Особенно настоящие песни — народные, которые ей еще мама пела… Что-то такое душевное в них есть. И слово к слову ложится — не выкинешь. По делу все, со смыслом. А как время за работой коротают!
Имитацию русской печки помог Бабушкиной сделать сын. Получилась как настоящая, и труба, и даже загнет (внутреннее пространство печи). Осталось только чугунки вокруг расставить, да ухваты.
— Эх, помню, как дома мы парили яблочки в русской печи, — с удовольствием вспоминает Раиса Ивановна. — Соберем в лесу дички. Мелкие, кислые — прямо вырви глаз. Есть их невозможно — во рту вяжет. А мама нам и говорит: «Вы водой их залейте да в печке пропарьте!» Получалось что-то похожее на повидло. Кислота уходила, а сладость оставалась.
Раиса Ивановна не коренной деревенский житель. Родилась в семье железнодорожника, в роддоме недалеко от станции Заводоуковская. И почти до 25 лет так и прожила под вечный стук колес. Но после свадьбы уехала жить к мужу в Упоровский район. В глухую деревню. Может, кто-то бы и расстроился — из райцентра да в глушь. Но Раиса Ивановна в деревню… влюбилась. Тишина, поля бесконечные, дорожки проселочные…
Любовь ко всему настоящему, деревенскому не прошла у Бабушкиной до сих пор. Она давно мечтала создать музей русской старины. Мечта сбылась. Только оказалось, что заполнять музей нечем. Рощино хоть и немолодой поселок, а старожилов практически нет. Ну, двадцать лет здесь люди живут, тридцать. Предметы быта у них уже современные. Старинную утварь приходится выискивать по крупицам. Первыми вещами, которые ей принесли, были швейная машинка, каток и валек, чугунный утюг…
— Мужики раньше на покос в белых одеждах ходили. Не ради красоты, конечно. Просто другой не было, — рассказывает Раиса Ивановна. — Одежда же была холщовая, выбеленная. И рубашки, и портки, и кальсоны. Помню, что когда уже вышла замуж и поняла, что такое стирать мужнины рубашки, — все маму выспрашивала: «Как же вы раньше своих мужиков обстирывали? Как силто на все хватало?»
Еще она хорошо помнит, как с сестрами помогали маме — она работала прачкой. Парили в больших чанах — корчагах белые фартучки и переднички официанток вагонов-ресторанов. А потом Рая, как самая младшая из четырех сестер, развозила все выстиранное, накрахмаленное и выглаженное. Летом — на велосипеде, а зимой — на коньках-снегурках.
Мама у них вообще была рукодельницей. И шила, и вязала, и вышивала. Но лучше всего у нее получались стеганые одеяла. Их делали на заказ. Правда, у Раи проколоть толстый слой ткани и ваты не всегда получалось, ей доверяли только простую стежку. Для тех, что побогаче, ткани брали получше — шелковые, стежки выбирали посложнее, рисунки позамысловатее, а для бедных — годился и ситец. Рукоделие тогда было не хобби, а жизненной необходимостью. Все старались хоть как-то подзаработать, чтобы прокормить семью. Сестра, например, которая училась на медика, кровь часто сдавала.
— У нас в доме даже картошки не хватало. Пробегаешь целый день, проиграешь, а потом бежишь поздно вечером через лес, на поля — собирать невыкопанные клубни. Темно кругом, глушь, ты одна, а не страшно. Некогда бояться. Наверно, тогда мы и стали бесстрашные, — смеется Раиса Ивановна.
… Музей «Русская изба» потихоньку пополняется экспонатами. Если посчитать, сколько человек определили сюда старинные семейные вещи, — около трех десятков наберется. Кто валенки принес, кто сковородники, кто коромысло, кто жернова, кто самовар, кто серпы, кто ножницы для стрижки овец… Школьники, которые приходят в музей на экскурсии, многие эти вещи видят впервые.
— Нам бы еще патефон, — мечтает Бабушкина, — поставить бы на нем «Брызги шампанского»… В молодости-то музыка для нас была редкостью. Патефоны стояли в домах только у богатых. Но, — признается она, — у меня и без пластинок Апрелевского завода все так и поет внутри, когда приходим сюда с бабушками на посиделки. Чай пьем, о житье-бытье вспоминаем… Как будто молодыми становимся снова…
***
фото: Раиса Бабушкина в «Русской избе»