X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Геометрия линий… Симфония красок…

Каждый выбирает себе убежище от серости будней и бытовой монотонности.

А в изостудию «Перспектива» приходят те, кто ищет новые краски в жизни.

Однокомнатная квартира в одной из многоэтажек на улице Минской стала студией живописи три года назад. Правда, сначала были только стены, несколько стеллажей, полок и самодельных мольбертов. Чтобы наполнить этот графический минимализм предметами разной фактуры, размера, цвета и формы, потребовалось несколько месяцев. Благо, далеко ходить за всем этим было не надо — все хранилось дома у Полины Лукьяницы и Светланы Сиваевой, организаторов студии.

В качестве натуры для учебных натюрмортов годилось все, что обычно только захламляет комнаты: старые мягкие игрушки, бабушкины чугунные утюги, керамические чайники с отколотым носиком, искусственные цветы, обрезки тканей, неработающие телефонные аппараты, нераскрывающиеся зонтики, поношенные мужские шляпы… Но если для домохозяек это — бесполезный хлам, то для художников — предметы вдохновения. Или, как минимум, учебное пособие. Художник, даже начинающий, должен чувствовать, (кистью ощущать, говорит Полина) разную фактуру материалов.

Хозяйки «Перспективы» Полина и Светлана думали, что создают изостудию для взрослых. Не обязательно окончивших художественную школу. Просто для тех, кто всю жизнь мечтал рисовать и когда-нибудь написать собственную картину. С «чистым листом», считает Полина, работать легче, чем с теми, кто, как она говорит, «испорчен» классической техникой письма. Освоить-то до конца ее не освоил, а непосредственность восприятия и самовыражения утратил. Исправить искажение трудно. Натыкаешься на внутреннее сопротивление.

— Другое дело дети, — говорит Полина, -они открыты всему миру, радуются каждой его новой краске и не ведают запретов. Даже полутора-двухлетний малыш, который еще и кисточку держать в руках не умеет, как следует, может создавать пальчиковые картины, от которых трудно оторваться.

Идея открыть художественную студию пришла к Полине всего на несколько месяцев раньше, чем наступила… беременность. Пока они со Светланой, бывшей однокурсницей по отделению керамики в институте культуры, подыскивали помещение для студии, пока придумывали название, оказалась, что в ближайшие месяцы Полину ждет совсем другая перспектива. Но менять название не стали. Пусть перспектив будет несколько!

Вместе с рождением дочки пришла идея открыть в изостудии и кружок рисования для самых маленьких. Детское восприятие с легкостью может перемешать все краски и увидеть мир не таким, каким его привыкли воспринимать взрослые.

Впрочем, взрослые тоже бывают разные. Через пару лет Полина и Светлана с удивлением обнаружили, что самые способные к рисованию вовсе не среди гуманитариев.

— Как ни странно, рисунок быстрее покоряется… математикам или тем, у кого профессия связана с точными подсчетами, — говорит Полина. — Насмотрится человек целый день на цифры, приходит в студию, садится за мольберт и преображается. И куда только девается сухарь-бухгалтер, расчетливый юрист или прагматичный экономист? У гуманитариев, заметили в «Перспективе», другая особенность. Они больше любят лепить, вышивать, плести — в общем, выражать свои чувства скорее в форме, чем в цвете.

Начинающих в изостудии прежде всего… пугают. Если человек настраивается только «чуть-чуть порисовать» и уйти, у него вряд ли что-то получится. Курс обучения рассчитан на… четыре года. Как только Полина или Светлана произносят эту цифру, люди, как правило, округляют глаза. «Нет, так долго я не выдержу, — говорят обычно в ответ. — Терпения не хватит».

— Недавно, — вспоминает Полина, — родители привели на занятия мальчика десяти лет. А он совсем не хотел учиться рисовать. Считал, что это — не мальчишеское дело. И буквально упирался руками-ногами. Не хотел даже в студию заходить… Но не прошло и месяца, как ребенка словно подменили. Сейчас он приходит на занятия сам, просиживает здесь часами, даже по субботам.

У взрослых тяга к живописи чаще рождается спонтанно. Сидел-сидел человек дома, работал-работал и вдруг решил: хочу рисовать. Таких историй, начинающихся со слов «вдруг» и «хочу», — большинство.

— К первой нарисованной здесь картине взрослые относятся так же трепетно, как к ребенку, — рассказывает Полина. — Оформляют в рамочку, вешают на стенку, демонстрируют всем знакомым.

Одни этим и ограничиваются. Другие идут дальше. Пока не достигнут рубежа, когда все, чему научился, кажется несущественным, когда чувствуешь себя бездарностью и есть одно желание: бросить все и уйти. Происходит это на втором году обучения. Учителю важно не упустить момент и открыть перед учеником перспективу. Показать новую технику, усложнить задачу.

Через четыре года выпускник может пускаться в свободное плавание. А первым тестом на художественную самостоятельность может стать… натюрморт. Жанр считается одним из самых технически сложных. С момента выбора натуры до последнего штриха. Чтобы не утонуть в смешении форм, фактур и светотеней, надо определиться, какой предмет будет ведущим. И от него уже двигаться, выстраивая геометрию линий и симфонию красок.

… На творческий рост учеников Полина и Светлана смотрят с восхищением. Каждый — это картина, которая начата, так сказать, с нуля. С грунтовки холста.

***
фото: Полина Лукьяница

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта