Граница на замке
НА ГРАНИЦЕ ЗАДЕРЖАЛИ МЛАДЕНЦА
На прошлой неделе, в ночь со среды на четверг, пограничники задержали в аэропорту Рощино Анну Моранькову с ее девятимесячным сыном Юсуфом. На свой рейс UT-5071, следующий маршрутом Тюмень — Анталия, мама с ребенком так и не попали.
К слову сказать, в Турцию той злополучной ночью вместе с ними собирались лететь старшая дочка Анны и племянница. Семья лишилась всех билетов — без права возмещения их стоимости.
В то время, когда женщина с плачущим младенцем на руках пыталась выяснить у пограничников, в чем же все-таки дело и почему их задержали, сотрудники управления Федеральной миграционной службы по Тюменской области уже, наверное, мирно почивали. По крайней мере, точно не думали о том, сколько неприятностей пришлось пережить семье Мораньковых.
Накануне отъезда в управлении ФМС Анну заверили, что проблем с пересечением границы у ее сына (гражданина Турции) не возникнет. Все, что нужно предъявить в аэропорту (кроме основных документов), — это отрывную часть листа уведомления, в которой указано, что срок пребывания Юсуфа на территории России продлен до 27 августа.
— Ошибка Анны в том, что со своим вопросом она сразу же не обратилась к начальнику управления Юрию Марченко или ко мне, — позже сказал нам заместитель начальника УФМС по Тюменской области Эдуард Кумышев.
Спустя несколько дней безрезультатных хождений по разным отделам областного УФМС Анна и сама догадалась, что на ее вопрос могут ответить только руководители этих подразделений — так как инспекторы давали информацию противоречивую и малопонятную…
Но кто бы мог подумать, что авторитетного мнения этих начальников недостаточно и нужно подниматься выше.
Напомню, вся история началась еще в июне. Тогда Анна — гражданка пока еще России, на законных основаниях проживающая в Турции, вместе с маленьким сыном Юсуфом (а вот он уже гражданин Турции) приехала из Анталии в Тюмень, чтобы навестить своих родителей.
В аэропорту Внуково (летела она в Тюмень через Москву) Мо-раньковой выдали миграционную карту, в которой было написано, что ее сын Юсуф может находиться на территории России в течение трех месяцев — до сентября. В то время как по закону срок безвизового пребывания граждан Турции в Российской Федерации ограничивается одним месяцем.
Чтобы не нарушать закона, Анна решила подстраховаться и узнать в тюменском УФМС: может, в законодательстве что-то изменилось? На что тюменские инспекторы сделали круглые глаза и сказали: про три месяца они ничего не знают, за пограничников не в ответе и через месяц Юсуфу обязательно нужно уезжать обратно домой.
Но получилось так, что мальчик заболел. Доктор посоветовал Анне задержаться в Тюмени хотя бы до августа — чтобы вылечить ребенка и закрепить результат лечения.
Вот тогда-то Анна и пустилась в долгое путешествие по коридорам и кабинетам отделов управления. Точнее, отдела миграционного учета иностранных граждан (ул. Семакова, 25) и отдела оформления виз, разрешений и приглашений (ул. Республики, 55). Об этом мы писали в номере «ТК» за 20 июля в материале «А здесь живут твои бабушка и дедушка».
Инспекторы с улицы Семакова, 25 уверяли Анну в том, что решить ее проблему могут только на улице Республики, 55. А тамошние инспекторы говорили об обратном и посылали девушку «на Семакова».
В итоге Анна решила позвонить непосредственно тем, кто будет пропускать ее через границу, — пограничникам аэропорта Рощи-но. Там сказали: «ребенку, чтобы уехать домой, понадобится транзитная виза».
За этой визой Анна и пришла к начальнику отдела оформления виз, разрешений и приглашений Ларисе Якимовой, которая сообщила, что транзитную визу гражданину Турции выдали бы только в том случае, если бы он уже просрочил сроки пребывания в России. А так как Юсуф пока еще ничего не нарушил, ему просто нужно продлить срок этого пребывания — на основании справки от врача. И сделать это можно на Семакова, 25.
Начальник отдела миграционного учета Василий Ренцанов заявление от Мораньковой принял и поручил инспекторам оформить лист уведомления с указанием продленного срока — до 27 августа (как и посоветовал врач).
Собственно все. И Ренцанов, и Якимова сказали, что больше Юсуфу ничего не нужно.
Однако как выяснилось позже (после неудачной попытки улететь), Анна просто их «неправильно поняла». Точнее, «недоспросила».
— Я присутствовала при вашем разговоре с Ларисой Якимовой, — сказала нам временно исполняющая обязанности начальника отдела оформления виз, разрешений и приглашений Елена Костюк (мы вместе с Анной пришли к ней в четверг — Лариса Якимова была уже в отпуске). — Вы же спрашивали только о продлении, а про выезд ничего не говорили.
— Но как не говорила, — разводит руками растерянная Анна. -Я же объяснила всю ситуацию: что мы задерживаемся в России только из-за болезни сына, если бы он не заболел, мы бы уехали вовремя.
— Ну, получается, что про продление вы спросили, но про выезд. недоспросили, — отвечает Елена Викторовна.
Анна Моранькова говорит, что за последнее время она еще нигде не задавала такого количества вопросов (потому что было много неясностей), как в УФМС. И то, оказывается, «недоспросила».
И можно было бы, действительно, свалить всю ответственность на «нерасторопную» Анну, если бы начальник отдела анализа, планирования и контроля УФМС по Тюменской области Евгений Пелевин не сказал нам, что на основании опубликованного в «ТК» материала он инициировал руководство управления провести служебную проверку. Значит, есть, что проверять.
Кстати, на следующий день, в пятницу, комментарии приехавшим телевизионщикам (их пригласила Анна) давал именно Евгений Пелевин.
А за ходом комментария наблюдал зам. начальника управления Эдуард Кумышев и откровенно недоумевал:
— Непонятно, что ей (Анне Мораньковой — Авт.) сейчас нужно: уехать домой или раздуть всю эту ситуацию?
Вернись Анна 18 августа в Турцию, она, может быть, и забыла бы все свои мытарства в УФМС, как страшный сон. Но дело осложнилось тем, что она лишилась всех билетов (и денег, уплаченных за билеты), а купить другие в период отпусков практически невозможно: билеты у авиакомпаний перекупают туристические агентства и продают их исключительно в комплекте с путевками.
— Елена Костюк сказала мне, что транзитная виза оформляется на три дня — в течение этих дней я должна умудриться купить билеты и уехать, — рассказывает Анна.
Но финансовые потери — это еще не все. После события на границе у бабушки и дедушки Юсуфа чуть было не дошло дело до больницы — очень расстроились из-за всего этого. Да и сам малыш, чувствуя переживания мамы, постоянно капризничает.
Ему невдомек — чтобы он смог вернуться к папе, маме нужно выстоять еще не одну очередь, побывать не в одном кабинете и выслушать в свой адрес кучу нелестных отзывов. Что-то вроде «ну, если вы все такие безмозглые и не знаете законов, то и не нужно никуда ездить».
От редакции. Интересный все-таки вопрос: кто у нас не знает российских законов? Сама пассажирка Анна Моранькова (к ее сыну по малолетству претензий пока нет)? Пограничники? Сотрудники миграционной службы?
***
фото: Анна Моранькова