X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Научить учителя учиться

Новые образовательные стандарты, больше обсуждавшиеся, чем применявшиеся на практике, наконец, получили «зеленый свет». Меньше чем через две недели первоклассники и их родители смогут сами сделать вывод: не напрасно ли правительство тратило на реформу время и бюджетные средства?

Теоретическая часть новой образовательной методики существует уже больше десяти лет — в виде монографий и научных работ известных педагогов. Но практические испытания, даже в том небольшом объеме, в котором они проводились, сразу выявили ряд проблем, устранить которые возможно, только внеся очередные изменения в закон. Благо, делать это решили с помощью педагогического сообщества.

— Министерство в 2011 году рекомендовало преподавателям всех областей обсудить во время ежегодных августовских совещаний недостатки системы и предложить поправки к третьей редакции закона, — рассказала ректор областного института развития регионального образования Ольга Ройтблат. — Это верное решение. Мне кажется, закон сегодня, как никогда, обсуждается публично.

В частности, сама Ольга Владимировна в среду на конференции в здании технопарка внесла предложения, касающиеся профессиональной подготовки педагогов:

— Прежние стандарты безнадежно устарели. Раньше их принимали сроком на пять лет, и учитель, выходивший из стен университета, совершенно не ориентировался в школе и своей работе. Был создан новый стандарт. Но рассмотрев его, мы пришли к выводу, что он не соответствует требованиям обновленной школьной системы. Образование, которое получают наши преподаватели, никак не коррелируется с новыми методами обучения.

Сами по себе инновации в обучении — это неплохо. В наш век количество информации, которую человек должен принимать и пропускать через себя, увеличилось многократно.

Разумеется, механическое запоминание уже не может помочь справиться с этим потоком. Чем раньше ребенок научится выделять основную мысль из текста, делать выводы и выражать свои мысли вслух — тем лучше. Так же, согласно закону, сегодняшние первоклассники, покидая школу в 2022 году, должны будут «обладать сформированным чувством патриотизма и высокой мерой ответственности за принимаемые решения».

Новая школьная программа теоретически этим полезным навыкам детей должна обучить.

Вот только даже самая совершенная методика сама по себе никого обучить не способна. Несмотря на так называемый «деятельностный» подход к получению знаний учениками, основным инструментом системы образования по-прежнему остается учитель. Он — непосредственный носитель тех новаторских процессов, которые помогут детям вырасти самостоятельно мыслящими людьми. А чем сложнее поставленная задача, тем выше должна быть квалификация профессионала, ее выполняющего.

Структура стандарта четко прописывает систему требований, предъявляемых к педагогу сегодняшнего дня. И речь не только о профессиональной компетентности в области знаний. Учитель должен постоянно расти над собой: с удовольствием овладевать новыми технологиями обучения и воспитания, стремиться осуществить их на практике, испытать. Уметь пользоваться Интернетом и владеть I T-технологиями. Как профессионал он должен быть готов к творческой деятельности сам, иначе как помочь ребенку раскрыть свой потенциал? А главное, успешный учитель — это еще и успешная личность: социально ответственная, искренняя, оптимистичная, готовая поддержать и принять участие в жизни окружающих. Проще говоря, педагог сегодняшнего дня — это педагог по призванию! Но какой мерой измерить это качество? При помощи каких тестов? И на каком семинаре по профессиональному росту могут научить относиться к ученику как полноправному участнику процесса, если педагог за много лет привык считать, что он в классе главный? Влияние человеческого фактора на будущее реформы образования сложно переоценить.

Сознание учителя не перепишешь, как устаревший учебник или методичку. Жизненный опыт не перепрограммируешь, словно компьютерную технику.

Многие педагоги с охотой принимают каждую возможность съездить на конференцию или курсы повышения квалификации. Благо, в связи с изменением федеральных государственных стандартов образования, проводится их великое множество и имеется возможность бесплатного посещения. Но среди учителей есть и те, кто не желает перемен: пожилые убежденные консерваторы, костные, в конце концов, просто ленивые люди, не готовые прилагать усилия и учиться учить по-новому. И никакие поправки в законе этот фактор не учтут и не изменят.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта