X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Гадаю по транспортной карте

Проезд по транспортным картам разделил горожан на тех, кто ими пользуется и нет.

О новой системе проезда на общественном транспорте начали говорить в нашем городе три года назад. Тогда же было создано предприятие «Тюменские транспортные системы», которое должно было заниматься обслуживанием терминалов для пополнения баланса транспортных карт и собственно оформлением этих платежных документов.

Переход на новую систему оплаты проезда шел трудно. Терминалов не хватало, программное обеспечение почему-то постоянно давало сбои, его нормальной, предсказуемой работе мешали то мороз, то жара. Нестабильность работы оборудования тоже препятствовала формированию устойчивой привычки ездить по карте, а не за деньги.

Транспортную карту почти сразу приняли на ура только пенсионеры. Она обеспечивала им проезд вначале только в муниципальных, а потом и в частных автобусах. Оплачивать проезд таким образом старикам оказалось гораздо проще и удобнее, чем доставать и считать мелочь в качающемся автобусе. Активно «помогали» пенсионерам и кондукторы частных автобусов — они взяли за моду не принимать мелкие деньги. Я не раз была свидетелем того, как кондукторы отчитывали пассажиров за то, что «подсовывают мелочь».

— Постыдились бы, — с укором выговаривала, например, пассажирке одна из них. — Что, других денег нету?

Отдать кровные деньги, да еще и быть в роли обвиняемых — ощущение не из приятных. Задумаешься тут: по карте ездить или за наличные? Впрочем, бывали случаи, когда кондукторы частных автобусов отказывались принимать у пенсионеров и транспортные карты. Просто отворачивались с видом оскорбленной невинности. Будто не проездной документ им предъявляют, а залезают в карман!

Легко переключились на транспортные карты и школьники. Точнее, такую форму оплаты проезда посчитали очень удобной родители. Не надо беспокоиться о том, хватит ли малышу денег на проезд, не проест ли он больше, чем надо, в буфете.

Чуть позже свою выгоду при использовании карт поняли и некоторые студенты (те, кто ездит на автобусе, а не в личном автомобиле).

Но карта общего пользования набирала обороты не так быстро. Поскольку таких преимуществ, как пенсионерам (бесплатный проезд), школьникам или студентам (скидка), она не давала. Горожанам было пообещали, что стоимость проезда по транспортной карте будет ниже, чем за наличные. На фоне этих посулов многие и оформили для себя пластиковые проездные документы. Но дальше обещаний дело не пошло. А хлопот с необходимостью постоянно пополнять баланс оказалось больше, чем удобства и пользы. Карты осели в кошельках и сумках.

Для большинства пассажиров остались без ответа вопросы: «Ради чего все затевалось? И зачем этим пользоваться?» Сколько ни рекламируй при таком негативе транспортную карту — толка не будет никакого.

Мотив пользования новой системой должен быть таким убедительным, что и… убеждать не надо. Если оплата по-новому экономит хотя бы сто-двести рублей — она найдет своих сторонников.

Именно так, без лишних плакатных слов, на одном только экономическом стимуле построена система оплаты по транспортным картам в Казани, где я побывала во время летнего отпуска. Там разовая поездка по такой системе стоит на два рубля дешевле, чем за наличный расчет. Все просто и понятно. Но и это еще не все. В городе разработали дополнительную систему стимулирования долгосрочных поездок. Оплачиваешь сразу десять — получаешь еще по рублю скидки, 65 — минус еще 10%. Выгода видна невооруженным глазом. Во-первых, дешевле. Во-вторых, суеты с оплатой меньше. В-третьих, карта действует на все виды транспорта.

Работать в казанских автобусах кондукторам намного легче. Они просто ходят по салону с валидаторами (приборами для считывания карт). И очень редкие пассажиры, как правило, гости города, передают им для оплаты купюры и мелочь. Никто никому не выговаривает, не швыряет копейки в окно (есть такая форма протеста против мелочи у тюменских кондукторов!).

Оценить, насколько выгодны вложения, которые наш город не первый год тратит на внедрение новой системы оплаты, — трудно. В «Тюменской транспортной системе» утверждают, что все расходы обоснованы, а потребности в терминалах высчитаны, исходя из нормативов. Сейчас их в Тюмени установлено 130. И больше вряд ли будет, потому что даже эти зачастую простаивают.

Ближайший бум на оформление новых транспортных карт в «ТТС» ожидают в сентябре. В школы придет около восьми тысяч первоклассников, многим из которых потребуются транспортные карты. К ним стоит прибавить и первокурсников высших и средних специальных учебных заведений. Уже сейчас количество обращений в «ТТС» резко возросло и составляет около трехсот человек в день.

Более того, специалисты предприятия уверяют, что скоро Тюмень ожидают большие перемены в системе оплаты по транспортным картам. Надо только чуть-чуть подождать. И, может быть, все-таки исполнится обещанное горожанам почти три года назад, что проезд по карте станет дешевле, чем за наличный расчет. Ведь это не просто чья-то благотворительность, а часть федеральной программы создания универсальных электронных карт, которая должна повсеместно заработать с 2014 года.

Сейчас мы находимся лишь на полпути. Может, кто-то нас и обогнал, но мы нагоним. Точнее, можем догнать, если умело постараемся.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта