Всюду деньги, господа!
Очередное, 13-е заседание Думы состоялось 31 августа 1911 года.
Прежде всего, народные избранники были ознакомлены с полученным от тобольского губернатора Д.Ф. фон Гагмана уведомлением об удовлетворении дорожным отделом Главного управления по делам местного хозяйства в Петербурге ходатайства Тюменского городского управления о взимании попудного сбора с грузов, проходивших через железнодорожные станции Тюмень и Тура.
20 мая, воспользовавшись Высочайше утвержденным 2 марта 1910 года законом «О главных основаниях и порядке установления сбора в пользу городов с грузов, привозимых и вывозимых по железным дорогам», позволявшим улучшить состояние железнодорожных подъездных путей и различных, связанных с железной дорогой, коммуникаций за государственный счет, гласные приняли решение о такого возбуждении ходатайства. Полученный положительный ответ позволял надеяться на решение многих городских проблем.
Сбор был предназначен для строительства земляной насыпи с каменной трубой для пропуска воды на пути к железнодорожному вокзалу, капитального ремонта Затюменского моста, замощения подъездных путей к пристаням и спускам к Затюменскому и Заречному мостам, устройства каменных мостовых на Царской (ныне Республики) и Ишимской (ныне Орджоникидзе) улицах и Трусовском (ныне улица Перекопская) проулке. Устанавливался сбор сроком на 10 лет, но подлежал прекращению до истечения указанной даты, если поступления достигнут общей суммы в 130 тысяч рублей, необходимой для указанных работ.
Сбором должны были облагаться все привозимые и вывозимые через железнодорожные станции Тюмень и Тура грузы, за исключением дров, песка, извести, мостового и булыжного камня, глины, черепицы, кирпича, золы, назьма и удобрительных туков.
От такой платы освобождались транзитные, воинские, арестантские и правительственные грузы, почтовая кладь, пассажирский багаж, а также грузы, предназначенные для помощи местному населению в случае стихийного бедствия.
Закрыв эту важную тему, гласные перешли к другой — и ознакомились с выпиской из протокола педагогического совета Тюменской женской гимназии об открытии 7-го параллельного класса в новом учебном году. При переходе из двух отделений 6-го класса в 7-й число учениц должно было вырасти до 49. Считая, что при таком количестве учащихся невозможно вести качественные занятия в выпускном классе, педсовет настаивал на открытии параллельного класса.
Вопрос упирался в наличие денежных средств на оплату труда педагогов. Без помощи городского управления решить его не представлялось возможности. Из 49 учениц от оплаты за обучение, ввиду крайней бедности, была освобождена 21. Родители остальных 28 воспитанниц гимназии вносили плату по 50 рублей в год. Педсовет просил ассигновать из городского бюджета недостающие средства — одну тысячу рублей. Учителя просили народных избранников подумать и об открытии в городе прогимназии, «дабы новое женское учебное заведение отвлекло часть жаждущих учиться в средней школе».
В справке, подготовленной управой, сообщалось, что город тратил на гимназию и без того весьма значительные суммы (7310 рублей 80 копеек в год), в то время как от казны гимназия получала пособие в размере 2500 рублей в год. Учились же в ней девочки не только из города, но и из нескольких уездов. Общий расход годового содержания гимназии, складывавшийся, в основном, из частных пожертвований, превышал 40 тысяч рублей в год, и увеличивать его еще, без риска подорвать общий городской бюджет, было невозможно.
В процессе обмена мнениями гласный Г.И. Горбунов как член попечительного совета обратил внимание собравшихся на то, что число учениц гимназии росло с каждым годом. А говоря о финансовой стороне вопроса, он отметил, что, при открытии параллельного отделения 1 сентября, до окончания гражданского года, нужно выделить из городской кассы не одну тысячу рублей, а всего 333 рубля 33 копейки.
Вполне разделяя взгляды Горбунова, гласный Н.И. Ядрышников сообщил об увеличении числа желавших получить образование и о наличии в попечительном совете заявлений от родителей девочек, выдержавших экзамен за 6-й класс, которым было отказано в приеме в 7-й за отсутствием мест.
Гласный В.В. Виницкий напомнил коллегам, что еще в 1909-м Дума возбудила ходатайство об увеличении пособия на женскую гимназию от казны, но никакого ответа пока не поступило. Скорее всего, ходатайство необходимо было повторить.
Всесторонне обсудив проблему и признав необходимость открытия параллельного отделения при 7-м классе, Дума решила удовлетворить ходатайство педагогического совета. Утвердили гласные и ходатайство в правительство о содержании женской гимназии.
Еще в 1908 году в Думу поступило заявление городского головы А.И. Текутьева о его желании учредить в построенной им ремесленной школе на углу улиц Томской (ныне Осипенко) и Садовой (ныне Дзержинского), стипендию имени Н.Л. Гондатти, бывшего тобольского губернатора.
Для образования капитала Текутьев жертвовал три тысячи рублей из полагавшегося ему по должности городского головы жалования, с тем, чтобы этот капитал оставался в городских суммах, а пять процентов с него выдавались бы в качестве стипендии одному из бедных учеников. Стипендиат должен был быть жителем Тюмени, преуспевающим в учебе, при отличном поведении.
Дума одобрила эту благотворительную инициативу Андрея Ивановича Текутьева.
Стипендия принадлежала Тюменскому городскому управлению, однако при жизни А.И. Текутьева право выбора стипендиата принадлежало только ему. Этот счастливчик выбирался из числа поступивших в школу детей бедных местных обывателей или питомцев Владимирского сиропитательного заведения. Стипендия в сумме 150 рублей в год выплачивалась в два взноса, к 15 января и 15 августа, по 75 рублей.
Дума одобрила подготовленное управой положение о «текутьевском стипендиате».
Н.Л. Галян — главный специалист отдела по использованию и публикации документов Государственного архива Тюменской области.