Театр: физика тут бессильна
Каждый из нас хотя бы раз в жизни обманывал или лукавил. Особенно это хорошо получается у детей.
Помню, как я сочиняла невообразимые истории об огромной рыбе в пруду, которая выныривала по ночам, или о том, что совершенно случайно… потеряла дневник.
У всех малышей прекрасно получается фантазировать и воображать. Так же, как и у актеров, которые должны заставить зрителей поверить в происходящее на сцене.
— Актеры — это профессиональные лжецы! — убежденно говорит режиссер молодого театра «Буриме» Никита Бетехтин.
Как раз сейчас он преподает начинающим актерам искусство вранья: учит их развивать воображение. Три раза в неделю к нему приходят группы по тридцать человек. Как оказалось, врать никто из них не умеет. Или просто неправильно это делает.
— Я… летала в космос! Вот на такой ракете, как в мультике. На меня надели скафандр, — говорит девушка, но не удерживается от смеха. А мы смеемся вместе с ней и начинаем аплодировать.
— А я катался в Америку и продавал там хот-доги за два доллара! Сложная работенка… А потом… встретил Джорджа Буша, и он пожал мне руку… вот так, — воодушевленно рассказывает молодой человек.
Но нам тоже совсем не верится: он смеется, спотыкается, и видно, что выдумывает на ходу. Руководитель тренингов потирает подбородок и медленно шагает между ребят, слушает внимательно и с укором смотрит на лжеца. Обмануть Никиту сложно.
— Я проснулся вчера в пасти своего кота… Мягкие стены вокруг меня были скользкими, — произносит тихим голосом Никита.
Ребята, что сидят перед ним на полу, замерли и утихли. Некоторые закрывают глаза, чтобы представить картину, другие морщатся и изображают на лице отвращение. Все как будто оказались в этой пасти и чувствуют, как по рукам стекает кошачья слюна. Бетехтин всех вовлекает в свой неприятный рассказ. И, что самое интересное, мы ему верим. Хотя в монологе нет ни капли правды.
— Главное — детали и яркие подробные картинки. Рассказывайте все настолько эмоционально, чтобы мне захотелось вас слушать! — говорит Никита.
Он преподает актерское мастерство этим молодым людям только две недели. Еще год назад начинающие актеры театра «Буриме» ютились по вечерам в небольшом классе одного из корпусов государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. Молодые актеры выносили в коридор парты, мыли полы. А теперь они переселились на пятый этаж театра драмы. Это — их новый дом. Такой подарок сделали руководители театра.
В небольшой комнате, стены которой покрыты черной тканью, тридцать человек пытаются познать себя, раскрыть талант. Они — новички, нашли объявление о наборе в группу в Интернете или услышали от друзей. Все они далеки от театрального искусства — менеджеры, нефтяники , журналисты и медики. Никита принял на курсы всех желающих, возрастных рамок решил не устанавливать. Три раза в неделю он встречает н а пятом этаже любителей театра от 13 до 40 лет. — Давайте разомнемся. Хаотично двигаемся по залу, — голос режиссера эхом отражается от стен зала.
Ребята в черных футболках и удобных штанах вьются по залу, как мухи. Идут уверенно, спину держат ровно. Сосредоточены, будто чего-то ждут.
— Вы идете по раскаленному песку! — громко говорит Бетехтин.
Неопытные актеры мгновенно реагируют на команду, и, кажется, что песок из самого сердца Сахары медленно рассыпается по деревянному полу. Правда, никто из них не бывал в пустыне, и представление о жарких песках у каждого свое. Кто-то начинает скакать на носочках. Другие искривляют лицо, будто им действительно горячо. Как же забавно наблюдать за ними со стороны!
Но Никите совсем не смешно: он внимательно смотрит на ноги и тела своих воспитанников.
— А теперь под вашими ногами шишки, — будто подшучивая над ребятами, командует Бетехтин.
Испытания над воображением продолжаются. Шишки впиваются в ступни, идти неудобно, больно. Молодые люди предельно аккуратно ступают на пол, теряют равновесие…
Эти ребята вряд ли всерьез займутся театром: для многих из них это просто способ развить свои способности, отдохнуть.
Романа Распопова, который сейчас неуклюже передвигается по воображаемым лесным шишкам, дома ждет множество книг и монографий по моделированию нефтяных пластов. Роман пишет диссертацию, изучает геологию. В его жизни множество цифр, графиков и терминов. А теперь он выкроил время и для искусства. Он многому научился и продолжает удивляться своим способностям. Возможно, именно театра, пусть и непрофессионального, не хватало в его жизни.
— Ребята, давайте разобьемся на пары, — говорит Никита. — У одного из вас лежит на ладонях воображаемый шарик. Какой захотите: белый, черный, резиновый или алюминиевый. Ваш напарник должен сконцентрироваться на невидимом предмете и описать его.
Молодые люди пять минут, не отрываясь, смотрят на ладони. Я смеюсь: неужели сейчас кто-то увидит мяч? Никита обиженно говорит мне, что это упражнение реально и выполнимо. Просто нужно поверить и почувствовать этот мяч. Тишина расплывается по залу.
— Мне кажется, что у тебя в руках… красный мяч. Небольшой. Резиновый, — неуверенно говорит Роман Распопов.
Девушка в ответ начинает хохотать. Он угадал. Именно такой мячик она держала у себя в руках. Интересно, как такое явление может объяснить физика?
— Я просто его увидел, — как будто сам не верит своим словам молодой ученый.
А Бетехтин ликует: четыре пары из восемнадцати отгадали воображаемый предмет своего партнера. За две недели — хороший результат. А до конца августа ребята еще не такому научатся. Они натренируют голосовые связки и мышцы. Четырех Никита возьмет в свой театр для профессиональной игры. Некоторых он уже отметил, но пока держит имена в секрете.
Возможно, кто-то из моих новых знакомых в скором времени выступит на сцене пятого этажа перед широкой публикой.
***
фото: Никита Бетехтин;Врать и не смеяться — тяжело;Анна Зубова внимательно слушает руководителя;Роман Гаглоев тренируется искусно врать;Ребята настроились на работу;В конце тренинга можно расслабиться.