X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

В пасти крокодила

Наркоман всегда ищет способ облегчить себе добычу «дряни». А наука, пусть сама того не желая, ему в этом активно помогает.

В конце 1990-х годов в США предприняли попытку получить на основе морфина новое мощное обезболивающее средство, не вызывающее наркотической зависимости. Сама по себе цель достойная, но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад.

Изменяя структуру молекулы морфина, ученые получили несколько фармакологически активных веществ, самыми перспективными из которых были дезоморфин и метадон. Во время исследований на лабораторных животных дезоморфин выказал быстрый и сильный обезболивающий эффект, но дальнейшие клинические испытания показали: действие препарата длится всего два-четыре часа, а наркотическая зависимость от него возникает чрезвычайно быстро.

Разумеется, такие результаты закрыли препарату путь на прилавки аптек, и производство дезоморфина как лекарства было прекращено.

Но информация о способах синтеза препарата, попавшая в открытые источники, запустила новый поток производства дезоморфина, теперь уже в качестве наркотика.

— В России препарат появился в 2002 году, в Республике Коми, — рассказывает заведующая отделением Тюменского областного наркологического диспансера Оксана Конищева, — оттуда он начал свое распространение. Маховик принялся раскручиваться и, на сегодняшний день на 80 территориях нашей страны дезоморфин, вытеснив даже героин, является основным наркотическим средством, которое сейчас в ходу.

Добыча обычного наркотика связана с определенными сложностями: найти продавца, принести вещество домой, при этом все время испытывая страх быть пойманным сотрудниками наркоконтроля. Приобретение же ингредиентов для дезоморфина не только легко, но и легально. К примеру, используется ряд лекарств, свободно продающихся в аптеках. Процесс синтеза, увы, осуществим в домашних условиях.

Но составляющие «новой дряни» несут в себе большое количество примесей (например, тяжелые металлы), и все это попадает в тело наркомана. Воспаляются сосуды, образуются тромбы. А потом…

— Почему этот наркотик в народе назван «крокодилом»? — продолжает вопросом Оксана Конищева. И отвечает:

— На теле появляется сыпь, затем кожа становится чешуйчатой…

Но это только начало. Дальше начинается прижизненное разложение тканей. Человек гниет заживо, у него на теле образуются язвы.

А когда вены уже поражены, наркоманы начинают делать инъекции внутримышечно. Местом укола чаще служат мышцы бедра, и ноги начинают отказывать, развивается гангрена. Однако к тому моменту зависимость уже настолько сильна, что человек не может прекратить колоться.

— У таких людей совершенно атрофируется чувство самосохранения, — говорит Оксана Николаевна. — Тяга такая, что ему одну ногу из-за гангрены ампутировали, а он во вторую наркотик вводит…

На фоне этой ужасной картины слова о том, что употребление дезоморфина снижает иммунитет и повышает риск заразиться ВИЧ, кажутся уже не существенными…

Все последствия употребления «крокодила» сопровождаются нестерпимой болью, прекратить которую можно только, приняв очередную дозу препарата. Но эффект непродолжителен, всего полтора-два часа, так что острая нужда заставляет наркомана употреблять дезоморфин постоянно — по несколько раз на дню.

— Потому они и сгорают так быстро, — печально замечает Оксана Конищева. — Если раньше мы называли сроком жизни такого больного один-два года, то сейчас это год или семь месяцев. Притом, если героинщик привлекает за всю свою жизнь к употреблению препарата порядка пятнадцати других людей, то дезоморфин-зависимый — в среднем двенадцать человек в год. Ведь привыкание к нему возникает с первого применения! Конечно, нашу статистику сложно назвать достоверной: мы учитываем лишь тех, кто к нам обратился, а значит, всю остроту проблемы она не отражает. Но если говорить о состоящих на учете, то из двух тысяч больных от 40 до 70 процентов употребляют дезоморфин.

Кто-то плотно «сидит на системе», кто-то принимает эпизодически, в сочетании с другими наркотиками. По возрасту все они — люди молодые, 22-25 лет. На сегодняшний день есть один несовершеннолетний, и еще один совсем недавно перешел во взрослую возрастную группу. А сколько их на самом деле? Кто знает… Говорят, что официальную статистику нужно умножать на семь, или даже на десять. Принудительного лечения в нашей стране нет, а сами они не хотят бросать наркотики — только избавиться от ломки. Да и лечить таких пациентов довольно сложно. Над одним больным должны работать сразу несколько врачей: хирург, терапевт, нарколог. Ведь у них очень много соматических проблем, лечение которых необходимо начинать в срочном порядке, и при этом абстинентный синдром (то есть ломка)…

… Обычно дезоморфин употребляют бывшие героиновые наркоманы, их привлекает дешевизна препарата. Но все чаще встречаются случаи, когда молодые люди из вполне благополучных семей в погоне за новыми ощущениями пробуют «крокодил». И невнимание родителей в таком случае может стать фатальным, тем более что признаки употребления дезоморфина сложно не заметить. Изменение круга интересов сына или дочери; новые друзья, вид которых не внушает доверия; специфический химический (уксусный) запах, исходящий от одежды; отечность, синяки и следы от уколов на коже…

И еще, внимание стоит уделять не только своей семье, но и двору, в котором живешь. Если вы заметили, что из вашего автомобиля по ночам сливают бензин в очень малом количестве, обнаружили, что в подъезде периодически присутствует сильный запах уксуса, видели использованные шприцы, валяющиеся на детской площадке, — позвоните по телефону 27-00-00. Сотрудники УФСКН по Тюменской области будут рады вашей помощи.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта