А может – он остался жив?
«Охота за тенью» — совместный проект «Тюменского курьера» и газеты «Армизонский вестник».
Год третий, выпуск 69-й
Нюрочка Захарова из деревни Горюновка росла озорной, любознательной девочкой. Она у родителей была единственным ребенком. Несмотря на то, что семья была небольшой, жилось трудно в 30-е голодные годы. И глава семейства Петр Иванович решил отправиться на поиски лучшей жизни в город. В Челябинске он устроился на завод и приехал, чтобы забрать с собой жену Елизавету Даниловну и дочь Анну.
Девочка радовалась переезду больше всех, ведь папа сказал, что в городе много-много белого хлеба. Ее даже не огорчало, что надо будет идти пешком от родной деревеньки до станции Петухово. Бабушка Татьяна плакала, провожая близких, а на дорожку напекла для внучки балябушек — лепешек из травы и положила в карман передничка. Но Нюра, как только вышла с родителями за околицу, сразу выбросила бабулины лепешечки в траву, рассуждая при этом: «Зачем они мне, если в городе я поем много белого хлебушка?» Потом в пути не раз вспоминала о них с сожалением. Уж больно долго добирались до нового места жительства.
В Челябинске мать устроилась на тот же завод, что и отец. Каждое утро мама с папой вместе уходили на работу, а Нюрочка оставалась одна. Городская жизнь для нее была незнакома, и она целыми днями с интересом наблюдала за происходящим вокруг. Однажды девочка заметила, как какой-то мальчик бегал по улице с чайником и продавал воду, приговаривая: «Три копейки — стакан, три копейки — стакан»… Анна быстро подхватила чайник и стакан, выбежала на улицу и, призывая прохожих словами: «Три копейки — досыта, три копейки — досыта!», стала зарабатывать деньги, на которые потом купила хлеба. Сколько гордости было у девчушки, когда папа похвалил ее. Так все лето Аня помогала взрослым…
Когда в деревне жизнь понемногу наладилась, семейство Захаровых вернулось обратно. Анна подрастала, отец души не чаял в своей дочурке, старался сделать все возможное, чтобы она ни в чем не нуждалась. Мечтал вместе с женой о счастливом и безбедном будущем. Но не суждено было сбыться их планам, грянула всенародная беда — война. Петр Иванович не стал дожидаться призыва, а записался добровольцем. Прощаясь, он посадил дочь на колени и сказал: «Вот, милая, ухожу на фронт. Может быть, меня убьют, и мы больше не увидимся. Живите с мамой хорошо и дружно». Слезы застилали глаза девушке, жаль было и папу, и маму, и себя. Первое время от отца приходили письма, а потом перестали…
Елизавета Даниловна вместе с дочерью перебралась на жительство в деревню Орлово. Нюре на ту пору исполнилось 16 лет, и ее в числе других молодых отправили в город Омск учиться в ФЗО на токаря. После трехмесячных курсов она приступила к работе на авиационном заводе и вернулась домой только в 1951 году.
… Великая Отечественная война закончилась, а Петр Иванович словно канул в неизвестность. Мать Анны замуж больше не вышла, а вот дочь вскоре нашла свою половинку, потом родились две дочери — Люба и Оля. Все бы хорошо, но муж ушел из семьи, и, как оказалось, навсегда. Горевать сильно было некогда, ведь на руках две дочери да старая мать. Женщины содержали большое хозяйство, сами заготавливали сено и дрова, выращивали овощи, собирали ягоды и грибы — в общем, жили в трудах и заботах…
Однажды Ольга, младшенькая, прибежала домой с радостной вестью — в деревне будут устанавливать памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Баба Лиза написала внучке данные о деде, которые та отдала в школу. Все с нетерпением стали ждать окончания строительства, и каково же было их огорчение, когда при открытии обелиска они не нашли фамилии родного человека. Особенно переживала Оленька, никак не могла понять причины отказа: «Нельзя о нем писать — он же сдался в плен». Как было объяснить это ребенку — время такое, боялись люди.
Прошли годы… Давно уже нет в живых Елизаветы Даниловны, умерла и Анна Петровна. Внучки вышли замуж, вырастили детей и уже радуются рождению внуков…
Однажды Ольга Васильевна Плоских, читая «Армизонский вестник», обнаружила в газете фамилию своего деда. Горечь и радость одновременно нахлынули на женщину — наконец-то хоть какая-то тайна далекой войны приоткрылась. В статье «Откликнитесь, знавшие «запрещенных солдат» опубликованы данные трофейных карточек военнопленных из архивов НКВД: «… Захаров Петр Иванович, 1903 года рождения, деревня Горюнова Армизонского района. Рядовой, пехота. Попал в плен 10 октября 1942 года под городом Старая Русса. Шталаг VI-K (25.01.44); шталаг VI-J (6.06.44). Лагерный номер 122798. Последняя отметка в карточке — направлен в рабочую команду 1667, Вупперталь. Жена — Захарова Елизавета, жила в д. Орлово Армизонского района».
Родные надеются узнать дальнейший путь фронтовика, ведь с 1944 года — опять неизвестность. А вдруг он вернулся, но погиб на Родине в лагерях? А может быть, остался жив, но не смог вернуться — и таких случаев сколько угодно. Не зря, наверное, в свое время судьба не допустила, чтобы его фамилия появилась на памятнике? Надежда снова ожила в сердцах внучек и правнуков. Но даже если никакой информации не найдется, память о нем в сердцах близких людей жива!
Он защищал свою семью, Родину, а значит, велик его подвиг, бессмертный подвиг русского солдата Петра Ивановича Захарова.
***
фото: Петр Иванович Захаров (справа) с сослуживцем;Аня Захарова, токарь Омского авиационного завода.