X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Зло играет на опережение

Как это ни грустно звучит, но свою популярность у молодежи приобрели в последнее время так называемые «легальные», или «дизайнерские», наркотики.

Совсем недавно на многих стенах и заборах Тюмени красовались надписи «спайс» и «смеси». Как только этот химический аналог марихуаны был внесен в список запрещенных веществ, на место одной пакости немедленно явилась другая.

Теперь едва ли не на каждом третьем доме можно встретить намалеванное краской из баллончика слово «соль», а рядом — номер сотового телефона.

Этим жаргонным словечком — «соль» — называют целую группу новых наркотиков: около десятка веществ, в число которых входят пировалерон, метилон и мефедрон. Предполагается, что в Россию первые партии наркотика завозили под видом солей для ванн, отсюда и сленговое название — для краткости и конспирации.

Реклама запрещенных наркотических средств в нашей стране подпадает под статью 6.13. КоАП Российской Федерации. Но «соль» — общее жаргонное название, оно не привязано к конкретному наркотику, который бы входил в список запрещенных веществ. А потому самое страшное, что грозит за «заборную рекламу» — даже если пишущего поймают за руку, — административная ответственность за хулиганские действия и порчу муниципального имущества.

Управление Госнаркоконтроля вместе с общественными организациями надписи эти регулярно закрашивает, но толку мало. Через день-два «соль» появляется на прежнем месте.

Популяризация солей держится на двух столпах — легальности и безвредности. Оба утверждения — ложь. Но разберемся подробнее и по порядку.

Соль — это не различные производные какой-то одной наркотической основы. Под этим термином скрывается настоящая каша из психостимуляторов, базой для которых чаще всего служат вещества серии JWH — синтетический аналог марихуаны, значительно превышающий ее по выраженности эффекта, вариации замещенного диэтиламида лизергиновой кислоты (всемирно известного ЛСД) и различные метамфетаминовые производные. В продаваемых наркодельцами дозах эти препараты могут оказаться как в относительно чистом виде, так и смешанные в произвольных пропорциях друг с другом или чем-то еще.

Какие именно вещества входят в данную, конкретную порцию соли — не сможет сказать даже сам торговец — он этого просто не знает. А уж о вызываемом эффекте остается только догадываться…

— Результат — непредсказуем. Это какой-то глобальный эксперимент, в котором молодые люди выступают в роли лабораторных крыс, — говорит заведующая отделением областного наркологического диспансера Оксана Конищева. — Соли вызывают как соматические проблемы (высокую температуру, резкое повышение артериального давления и инсульт, сильнейшие судороги, патологии печени и почек, нарушения нервной системы), так и тяжелейшие психические проблемы (глубокие депрессии, вплоть до суицидальных попыток, бредовые расстройства, психозы, галлюцинации). Не совсем понятно, что вызывает снижение интеллекта, но оно заметно невооруженным глазом, безо всяких тестов. Люди просто становятся идиотами: не реагируют на окружающих, все время улыбаются и что-то бормочут про себя.

Находиться в таком состоянии пациент может очень долго даже после однократного приема наркотика. Психиатры просто руками разводят. Причем эти последствия могут наступить как в стадии измененного восприятия, так и вне интоксикации… К нам приводили людей в самых различных состояниях, например, тех, кто боялся оставаться дома один и, сидя возле двери, все время ждал, что «за ним придут». Иных вообще приносили на руках. И не потому, что человек физически не мог идти, а потому, что не был способен к контакту: вместо речи — звериный рев; никакой ориентации в пространстве и осознания самого себя.

Легальность солей — вопрос двоякий. Все они обладают признаками структурных аналогов определенных известных наркотиков, но часть этих препаратов внесена в список запрещенных веществ, а часть — нет.

— Даже когда продавец взят с поличным, нам необходимо сначала дождаться результатов экспертизы, — говорит пресс-секретарь УФСКН по Тюменской области Андрей Трацевский. — И многих приходится отпускать, так как их «продукт» немного отличается формулой и в список запрещенных еще не попал. Наша федеральная служба выступает за то, чтобы изменить сам принцип подхода к включению подобных веществ в список запрещенных препаратов.

30 октября 2010 года вышло постановление правительства России, которое определяет, что так называемые структурные аналоги являются наркотиком, как и их оригинал. Но химия — наука сложная, в ней много тонкостей. И развивается она чрезвычайно быстро. Каждый месяц появляются новые наркотические препараты. И это происходит во всем мире, а не только в России.

… А пока даже школьник может купить эту «дрянь» через Интернет. «Вне зависимости от того, есть вещество в списке запрещенных или нет, — это наркотик, и последствия его приема могут быть ужасны!» — увещевают наркологи. Но молодые люди не склонны прислушиваться к врачам — они слишком заняты реализацией своего права на свободу выбора.

Свободу позвонить по номеру на заборе и получить пакетик с порошком, о составе которого они не знают ничего, кроме названия… И сыграть в русскую рулетку со смертью.

***
фото: Эти надписи на заборах, увы, примелькались и многими не воспринимаются как угроза здоровью их детей.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта