X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Будет новоселье у бабушки Таси

Таисья Фоминична Теплякова всегда жила тихо и скромно.

О годах своей жизни, которые пришлись на Великую Отечественную войну, никому, кроме родных, не рассказывала, в ветеранские организации не вступала… И героиней себя не считала, ведь не воевала на передовой.

Но не всякая двадцати летняя девушка смогла бы служить в НКВД и охранять железнодорожный мост через реку: в зной и лютую стужу, в любое время суток по несколько часов стоять на посту. А Тася — смогла.

Да, у Таисьи Фоминичны тоже была война, только другая. Поэтому в прошлом году при поддержке депутата городской Думы Олега Чемезова и тарманского совета ТОС ее убедили подать документы и встать в очередь на получение жилья для ветеранов. Выделили деньги — один миллион семьсот тысяч рублей — на покупку квартиры. Родственники выбрали однокомнатную в поселке Мыс, на первом этаже, чтобы удобнее было спускаться во двор. Сейчас зять и внуки делают ремонт в квартире: меняют прогнившие полы и трубы, клеят новые обои.

Поэтому мы встретились с Таисьей Фоминичной в Тарманах, где она живет вместе с невесткой Юлией Павловной.

— Мы там поживем! Еще и на улицу будем ходить гулять! — бодро заявляет Юлия Павловна. Сейчас из дома, не оборудованного лифтом, даже во двор не спустишься. Может, поэтому бабушка так рада гостям — новые люди, хоть какое-то разнообразие.

Пока мы знакомимся, Юлия Павловна показывает немногие документы, что удалось сохранить — справку, выданную Таисье Фоминичне, тогда еще гражданке Терликовой, в том, что она была призвана Дюртюлинским военкоматом Башкирской АССР в ряды Вооруженных Сил и уволена 24 октября 1945 года.

— Так вы в Башкирии родились?

— Да, в деревне Башлачева. Работала в колхозе, помогала родителям. А в 1942 году пришла повесточка в военкомат.

Отправили Тасю в Подмосковье, в учебную саперную роту. Вспоминает, как с другими девушками бегала по лесу, ползала по-пластунски в снегу, училась стрелять и разминировать объекты.

— Один раз пришлось обезвреживать целую комнату. Я с дверью возилась, а подруга моя разминировала. табуретку! Дернула неловко за шнур, а устройство-то попалось не учебное, а настоящее, боевое, ей оторвало пальцы на руках, — вспоминает Таисья Фоминична.

На фронт Таисья так и не попала — учебную роту расформировали. Но и она успела здесь покалечить свои руки — отморозила пальцы в одной из учебных вылазок в лес. Раньше они просто невыносимо болели, а сейчас уже ничего не чувствуют. Вспоминая что-нибудь, Таисья Фоминична потирает руки, но видно, что пальцы не слушаются — как чужие:

— Стала я служить в НКВД. Мы охраняли железнодорожный мост через реку, правда название ее уже забыла. Рядом на дровяном складе работали пленные немцы — кололи, складывали поленницы..

— Не страшно было?

— Нет. Бывало, правда, что немцы сбегали.

Хоть передовая проходила далеко, здесь так же переживали, горевали за родных близких, искали вести в газетах и радовались победе. Когда узнали счастливую весть, все встали на мосту с винтовками и дали салют. Потом уже девчата побежали за чайником, а повар стал готовить праздничный обед.

После войны сестры, которые обосновались в селе Омутинском, перевезли Таисью с тремя ребятишками к себе. Приходилось работать, несмотря на больные руки, — чтобы воспитать и выучить детей. Зато сейчас у бабушки Таси уже четверо внуков и семь правнуков.

— Таисья Фоминична, вы квартиру-то новую видели?

— Видела, понравилось, — тихо говорит она.

Семья надеется, что к концу лета — началу осени завершит ремонт и отпразднует новоселье бабушки.

***
фото: Таисья Фоминична Теплякова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта