Внутри строящегося корабля
В затоне завода «Тюменьсудокомплект», где достраивают транспортное судно для Ямало-Ненецкого автономного округа, каждый день кипит работа. Два десятка слесарей и монтажников трудятся на корабле с самого утра.
Среди рабочих всегда можно найти и капитана будущего судна Олега Пиджакова. Корабль будет полностью готов через два месяца, но капитан уже чувствует себя здесь хозяином. Невысокий мужчина приветствует нас низким голосом, подает мне и фотокорреспонденту Гале руку, вместе с нами уверенно шагает по палубе.
— Говорят, что женщина на корабле — плохая примета. А нас даже две. Не испортим вам строительства? — спрашиваю я у Олега Геннадьевича.
— Глупости это все! Времена меняются, приметы тоже. Проходите, не переживайте даже, — улыбается в ответ капитан.
Первым делом он показывает нам морозильные установки, которые являются важной «начинкой» корабля. Холодильные камеры могут вместить в себя до пяти тонн рыбы. При помощи шоковой заморозки она сохранит вкусовые качества. После того как улов достаточно охладится, его спустят в глубокий просторный трюм вместимостью 300 тонн. Ни много ни мало, тридцать «камазов» продукции!
— Это уникальное рефрижераторное судно для нашего региона. «Тюменьсудокомплект» до этого не занимался подобными проектами, но все выполняется в срок и по плану. Я доволен, — говорит Олег Пиджаков.
А ему верить можно — он тридцать лет работает на море. Управлял разными кораблями: и большими, и маленькими. Посмотрел всю Европу. Четыре месяца в плавании, четыре — дома. А когда возвращается на землю, все равно думает о воде, соленом воздухе, голубом небе… Он не раз хотел бросить свою работу, но не смог. Море и корабли стали частью его жизни.
Сейчас судно обустраивают внутри, и капитан Пиджаков приглашает нас посмотреть на свою каюту. Пока здесь завершают монтаж электросетей, а потом занесут мебель, и станет совсем уютно. В этом же отсеке, в носовой части корабля, достраивают остальные каюты. Судно рассчитано на двадцать человек. Тут же просторный камбуз, светлая кают-компания, санузел и даже небольшая сауна.
Из маленьких иллюминаторов в каюты проникает приятный дневной свет. Если привстать на носочки, видны речные просторы…
Пока я общалась с Олегом Геннадьевичем, фотокорреспондент Галя ушла в другой отсек. Капитан испуганно оглядывается по сторонам. «Надо ее искать!» — скомандовал Пиджаков и быстрым шагом ушел вперед.
Протискиваясь между рабочими, капитан заглядывает в каждую каюту. Начинает нервничать. А вдруг примета на самом деле правдива? Но капитан быстро находит Галю. Все-таки каждый поворот он знает наизусть.
— Галина, мы вас потеряли, — спокойно сказал Олег Геннадьевич. — Не убегайте от нас! Пойдемте, покажу, как устанавливают двигатель — и на выход.
По словам капитана, двигатель — «жизнь и движение» корабля. Большой тяжелый мотор спускают в трюм на подъемном кране. Сверху и снизу за ценным грузом (его стоимость составляет 60 процентов от цены всего корабля) наблюдают слесари в спецодежде и рукавицах.
— Тихонько только, Саня!
— Снимай с крючка!
— Вот-вот, левее!
… И вот мы выходим на палубу: здесь дует прохладный ветерок, шум строительства почти не слышен. Совсем скоро внутренние работы закончат, корабль выкрасят и напишут на нем имя, которое придумали заказчики с Ямала. Они выбрали имя главного бога ненцев, бога неба — Нум.
***
фото: Заместитель генерального директора «Тюменьсудокомплекта» Андрей Водинский в технологическом отсеке;Так выглядит корабль с высоты подъемного крана;Рабочие принимают двигатель;Капитан Олег Пиджаков