Радости и трудности большой оперы
Постановки московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова в столице неизменно пользуются популярностью: билеты распродаются мгновенно.
В Тюмени билеты на четыре спектакля «Новой оперы» раскупают не так стремительно, но продажи идут неплохо. Директор филармонии Михаил Бирман говорит, что наибольшим спросом у нас пользуются «Князь Игорь» и «Руслан и Людмила» (последнюю покажут 9 июля в Тобольском кремле). Опера «Севильский цирюльник» популярна чуть менее. На последнем месте — «Борис Годунов».
— Билеты на «Бориса Годунова» продаются медленнее, потому что пять лет назад мы уже привозили эту оперу в Тюмень, — сказал на пресс-конференции, посвященной первому тюменскому оперному фестивалю, Валерий Раку, главный режиссер театра «Новая опера». — Считают, наверное, что однажды ее видели — и достаточно. Но думаю, что все будет в порядке: люди послушают первую оперу «Князь Игорь», расскажут о нашем театре друзьям и знакомым… «Сарафанное радио» — самая лучшая реклама!
ГОРОД ПОСМОТРЕТЬ, СЕБЯ ПОКАЗАТЬ
Валерий Васильевич в успехе уверен, говорит, что знакомство тюменцев с творчеством театра будет приятным. И не жалеет похвалы в адрес своей труппы.
— «Новая опера» — одна из лучших опер страны, а в Тюмень приезжает лучший состав, — говорит он. — У желающих попасть в труппу театра — жесткая конкуренция. Так, недавно проходил кастинг в стажерскую группу, и на пять вакантных мест претендовало 400 человек. Дисциплина в коллективе железная, не все выдерживают. Но те, кто остаются, на долгие годы связывают свою судьбу с театром.
На первый тюменский оперный фестиваль «Новая опера» привезла премьеру этого сезона — нашумевший в столице спектакль «Князь Игорь», по поводу которого до сих пор дискутируют как критики, так и зрители. Это историческая постановка, но с современной и необычной концепцией. Опера «Князь Игорь» практически не идет в стране. Постановку можно увидеть лишь в Ростове-на-Дону, Уфе и Москве. Партию князя Игоря исполнит один из лучших басов России — Сергей Артамонов, Ярославны — Елена Поповская.
Валерий Раку добавил, что в постановке задействованы 180 человек (70 — хор, столько же — в оркестре, остальные — солисты) и грандиозные декорации.
Будет ли у артистов возможность погулять по Тюмени — неизвестно. Сейчас главное — благополучно расселить их по номерам отеля «Тюмень» и накормить в столовой администрации города.
Сам Валерий Раку по городу уже погулял. Восхитился строящейся набережной, ухоженными скверами, новым театром драмы. Ему есть с чем сравнивать, он помнит город образца начала 70-х годов, когда два года проучился в Тюменском индустриальном институте (сегодняшнем нефтегазовом университете).
— Перемены — колоссальные! — говорит он.
ГОЛОС — ТОЛЬКО ПОЛДЕЛА
Тюмень оперой не избалована, и Раку наверняка прав: горожане фестиваль постараются не пропустить. Но чтобы заинтересовать искушенного столичного и заграничного зрителя, певцам, музыкантам, режиссерам и дирижерам «Новой оперы» приходится прилагать немало усилий. Все же, опера — не поп-концерт, массовой популярности у нее нет, ее плохо понимает молодежь.
— В нашей стране потеряна сеть музыкальных школ, — размышляет на эту тему Валерий Раку. — Раньше чуть ли не каждый ребенок ходил в такую школу. И неважно, становился он после этого музыкантом или нет. Сегодня многие школы закрыты, а родители не хотят отдавать ребенка заниматься музыкой — думают, что она его не прокормит. Зато нынешние дети воспитываются на американских фильмах, причем не самых лучших.
Раку говорит, что оперные театры тех или иных стран придумывают разные ухищрения, чтобы вызвать у молодежи интерес к классической музыке и опере. Интересен в этом смысле опыт Франции, где на концертах исполняют произведения, знакомые подросткам в качестве рингтонов (мелодий звонков) на сотовых телефонах. (Кстати, такой опыт несколько лет назад провели и в Тюменской филармонии: оказалось, что мелодии классических произведений подростки узнают, но кто автор этой музыки — не знают).
«Новая опера» нашла свой собственный подход к современному зрителю. Театр не стал наряжать Бориса Годунова в джинсы, как это случилось в некоторых экспериментальных театрах, не ударился в постмодернистскую интерпретацию классических произведений. Он остался классически серьезным и при этом популярным.
— Молодежь можно заинтересовать только одним — очень высоким уровнем работы, — считает Валерий Раку. — То есть, на сцене должна звучать прекрасная музыка, певцы должны обладать великолепными голосами и … хорошо выглядеть. А как вы хотите? Не все же певицы — Монсеррат Кабалье, когда можно закрыть глаза на все остальное ради одного только голоса. Сегодняшняя оперная певица должна быть сказочно красивой и петь так, чтобы хотелось летать! Когда у нас в театре проходят кастинги, я часто ловлю себя на мысли: «Это кастинг куда? На конкурс красоты?» Действительно, это очень важно.
… Послушать оперу и посмотреть на певиц можно будет в течение трех дней в Тюменской филармонии — 6, 7 и 8 июля. А спектакль в Тобольском кремле, говорит Валерий Раку, состоится 9 июля при любой погоде.
***
фото: Валерий Раку (слева) и Михаил Бирман на пресс-конференции;Сцена из спектакля «Севильский цирюльник».